Влияние интеллектуального капитала на добавленную стоимость медиакомпаний: эмпирический анализ

Экономика и финансы » Влияние интеллектуального капитала на добавленную стоимость медиакомпаний: эмпирический анализ

В течение последних десятилетий наблюдается частая смена концепции управления компаниями. Так, концепция стремления к росту выручки сменилась стремлением к максимизации прибыли. Последняя, в свою очередь, была признана несостоятельной в долгосрочной перспективе и сменилась стоимостным подходом, который в настоящее время рассматривается как наиболее точная целевая установка рациональных инвесторов компании, так как отражает мотивы аккумулирования капитала для осуществления предпринимательской деятельности.

Управление стоимостью компании – достаточно новая концепция для большинства российских компаний. Однако стоит отметить, что в последнее время менеджеров все чаще интересуют новые подходы к управлению, позволяющие достичь устойчивого роста бизнеса, что связано с выявлением и оценкой факторов создания ее подлинной стоимости, развитием методов анализа капитала компании.

На сегодняшний день нельзя однозначно утверждать, что только наличие и обладание материальными ресурсами обеспечивает компаниям стабильность развития бизнеса. Интеллектуальный капитал и нематериальные активы начинают играть важную роль в процессе управления стоимостью и становятся одними из главных факторов роста и конкурентоспособности компании. Для медиакомпаний вопросы, связанные с такого рода активами являются наиболее важными. Главным образом это связано со спецификой функционирования медиа, где главной ценностью является не материально-денежная база, а люди, занятые в создании контента, а так же медиабренды, используемые права и лицензии и т.д. Высокая степень практической значимости данной концепции, одновременно с недостаточной теоретической проработкой в России, предопределяет необходимость рассмотрения таких активов компании с точки зрения их вклада в стоимость, изучения процесса трансформации интеллектуального капитала и его составляющих в результирующие показатели деятельности компании. Это и определяет актуальность выбранной темы как с теоретической, так и с практической точки зрения.

Целью

магистерской диссертации является выявление и анализ факторов, характеризующих интеллектуальный капитал и влияющих на добавленную стоимость медиакомпаний в рамках российской практики.

Объектом

исследования является интеллектуальный капитал российских медиакомпаний. Предметом

выступает влияние компонентов интеллектуального капитала на добавленную стоимость медиакомпаний.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи

:

· исследовать и обобщить основные подходы к определению понятия «интеллектуальный капитал», его компонентов и показателей на основе анализа теоретической и эмпирической зарубежной и отечественной литературы;

· определить роль интеллектуального капитала в формировании результатов деятельности медиакомпаний и в создании стоимости бизнеса;

· провести эмпирический анализ факторов интеллектуального капитала и показателей эффективности его использования для российских медиакомпаний.

Задачи исследования предопределили структуру

данной работы, которая состоит из трех глав, введения и заключения.

В первой главе представлена эволюция моделей управления, направленных на создание стоимости компании. Рассмотрены базовые теоретические основы концепции интеллектуального капитала как фактора создания добавленной стоимости организации. Уточнены особенности, понятие и составляющие интеллектуального капитала, а так же рассмотрены методы идентификации процесса трансформации интеллектуального капитала и его составляющих в результирующие показатели деятельности компаний.

Вторая глава освящает вопросы эмпирической оценки влияния интеллектуального капитала и его составляющих на результирующие показатели деятельности компаний. На основе анализа эмпирических работ была определена проблемная область настоящего исследования.

В заключительной главе проводится эмпирический анализ факторов интеллектуального капитала и показателей эффективности его использования для публичных российских медиакомпаний. Были определены наиболее значимые компоненты интеллектуального капитала, влияющие на добавленную стоимость медиабизнеса.

В заключении приведены выводы и результаты по проделанному исследованию.

Теоретическую базу исследования

составляют труды российских и зарубежных специалистов в сфере оценки и стратегического управления стоимостью компании (Дамодаран А., Бригхем Ю., Дойль П., Коупленд Т. Чернозуб О. и др.), в теории интеллектуального капитала (Барни Д., Румельт Р., Лев Б., Эдвинссон С., Мэлоун М., Стерн Д., Стюарт Б., Мадден Б., Вайссенриедер Ф., Брукинг Э. и др.), в области оценки нематериальных активов в медиасфере (Amir E., Burgman R., Roos G., Vukanovic Z., Бойко Ю.), в теории медиаэкономики (Picard R., Вартанова Е., Doyle G., Alexander A., Owers J., Carveth R., Hollifield C., Greco A.), в области стратегического управления медиакомпаниями (Айрис А., Бюген Ж.).

Эмпирическая база исследования

включает специализированные журналы («Journal of knowledge management», «Journal of Intellectual Capital», «Корпоративные финансы», «The International Journal on Media Management», «Journal of Media Economics»), финансовые отчеты российских медиакомпаний, находящиеся в открытом доступе, данные фондовых бирж NASDAQ, LondonStockExchange и ММВБ-РТС по котировкам акции медиакомпаний, информационные базы данных, такие как: СПАРК – Интерфакс и FIRA PRO.

Тестируемые гипотезы

исследования предполагают, что:

· Денежная добавленная стоимость (Cash Value Added, CVA), экономическая добавленная стоимость (Economic Value Added, EVA), рыночная капитализация (Market Capitalisation, MC) являются показателями отдачи от интеллектуального капитала;

· Существует зависимость между компонентами интеллектуального капитала и показателями, определяющими эффективность его использования.

Методологическую базу

исследования

составляют теоретические методы (историко-генетический метод и синтез, системный анализ) и эмпирические методы (классификация и моделирование, корреляционный анализ, регрессионный анализ).

Научная новизна

диссертации состоит в разработке методических подходов к оцениванию интеллектуального капитала для обоснования его роли в процессе создания добавленной стоимости для стейкхолдеров медиакомпании.

Практическая значимость

заключается в том, что результаты данного эмпирического исследования могут служить направлением для анализа конкретных российских медиакомпаний как внутренними стейкхолдерами в целях управления стоимостью компании – создания добавленной стоимости на долгосрочном временном горизонте, формирования и поддержания конкурентного преимущества, так и внешними заинтересованными лицами с целью осуществления финансовых вложений, например, в ценные бумаги организаций.

Познавательно о финансах:

Анализ и прогноз валютных курсов
В условиях неопределености курсовой динамики важнейшей задачей участников валютного рынка становится анализ и прогноз валютных рынков, позволящие сократить риск их неблагоприятного изменения. За время функционирования валютного рынка создан широчайший спектр методов анализа и прогнозирования динами ...

Особенности фундаментального анализа различных типов эмитентов
При анализе отдельных предприятий определяется их доходность. Поскольку существует тесная связь между динамикой доходности предприятия и движением курса его акций, для аналитика большое значение имеет то, как предприятие собирается в будущем утвердиться на рынке. Прогноз доходности строится на этой ...

Опыт внедрения новаций бюджетного законодательства на субфедеральном уровне
Рассмотрим на примере Программы «Реформирование региональных и муниципальных финансов Амурской области на 2005-2007 годы» (далее - программа реформирования). Цели программы: - создание благоприятных условий для социально-экономического развития области; - переход к бюджетному планированию, ориентир ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.mayaci.ru