Заключение

Экономика и финансы » Анализ методик оценки инвестиционного климата в России » Заключение

Страница 3

Налоговая реформа – неизменно острая тема для дискуссий. Особые надежды предприниматели стали связывать с ней в 1999 году, после дефолта, когда необходимость радикальных преобразований этой сферы стала совершенно очевидной. Однако 4 года практически бесплодных ожиданий, в течение которых не происходило ничего осязаемого, только бессмысленное усложнение системы, породили разочарование. Сегодня вероятность «выхода из тени» меньше, чем в 1999 году. К «тени» приспособились, власть же демонстрирует полную беспомощность (или нежелание?) в создании условий, благоприятствующих «выходу из тени». Речь не о том вовсе, чтобы государство подавляло бизнес, принуждало его к прозрачности, как представляют себе налоговую реформу и сопутствующие ей меры многие левые (да и не только левые). Дело в том, чтобы пойти навстречу здоровым силам в бизнесе.

Стимулирование инвестиций через налоговую систему может осуществляться в различных формах. Среди них – налоговый кредит, предусматривающий рассрочку уплаты налога на прибыль при инвестировании средства в развитие производства. Другая форма – прогрессивный налог на прибыль вместе с освобождением от налога (или его серьезным снижением) с той части прибыли, которая идет на инвестиции (здесь возможны варианты, например, снятие «прогрессивности» с этой части прибыли вместе с понижением ставки относительно ее начального уровня для «проедаемой» части прибыли). В США (а также других странах) широко практиковалась и используется до сих пор сверхускоренная амортизация (суперамортизация) не только оборудования, но также зданий и сооружений – целесообразность введения этой формы активно обсуждается в последнее время (она может сочетаться с другими формами).

С нерешенностью ряда налоговых проблем связана крайнее отставание малого бизнеса в России (доля малых предприятий в ВВП России – 10-11 %, в развитых странах – 50-60 %). Предел годового дохода для малого предприятия – 15 млн руб., преодолевать этот барьер невыгодно, так как теряются все льготы, поэтому при достижении указанного предела пропадает стимул к развитию. В результате, едва развившись, малые высокотехнологичные предприятия идут «в тень», в «серый» бизнес, но туда не идет венчурный капитал, и получается тупиковая ситуация. Предел следовало бы поднять, но эту меру пока не удавалось согласовать с Минфином.

4) Административные условия. По общему признанию, система государственного управления в России работает неудовлетворительно. Дело не только в том, что для решения практически любого вопроса требуется рекордное количество согласований и разрешений, причем, даже если (в гипотетическом случае) полностью отсутствует коррупционное давление на заявителя, рассмотрение вопроса требует такого времени, что сообщения о прецедентах начисто отбивают у многих охоту к прямым инвестициям в Россию. Стандартная ситуация – распри между ведомствами, это всегда производит крайне негативное впечатление на «внешних» наблюдателей. Обычная причина распрей – противоречия между ведомственными интересами, обостряемые нечеткостью и неполнотой законодательства. Давление чиновничества по политическим мотивам – весьма распространенное явление, что же касается коррупции, то, возможно, она является самым сильным негативным фактором для большинства потенциальных внутренних инвесторов.

5) Коррупция и теневая экономика. Процветание взяточничества, давление криминала и отсутствие возможностей легально ему противостоять создают в России среду, при которой официальные данные об условиях экономической деятельности радикально отличаются от реальных. Поборы чиновников, рэкетиров, содержание «крыш» и пр. составляют суммы, во многих случаях того же порядка, что и официальные налоги. «Теневики» по теневым каналам нередко платят больше, чем пришлось бы платить официально, но, во-первых, от давления коррупции вовсе не освобождает самая строгая налоговая дисциплина в компании, и подчас именно это (а не уровень официальных налогов) заставляет предпринимателя оставаться «в тени», во-вторых, «выход из тени» может повлечь самые серьезные силовые действия со стороны тех, кто не собирается ее покидать. Криминальная среда вокруг бизнеса заставляет многие фирмы содержать такую охрану и службу безопасности, что затраты на них превосходят все мыслимые в цивилизованном бизнесе пределы. Однако следует отметить, что значимость коррупции и теневой экономики весьма различна для, во-первых, отечественных мелких и средних предпринимателей, во-вторых, крупного отечественного бизнеса и, в-третьих, для иностранных инвесторов. Для первых значение этого фактора во многих случаях – критическое, определяемые им дополнительные издержки оказываются непосильными. Для крупного бизнеса коррупция играет принципиально другую роль, а именно, она позволяет ему получать возможности недобросовестной конкуренции (в том числе и с иностранным бизнесом), совершать незаконные сделки и пр., то есть затраты на взятки вполне окупаются, что же касается криминала, то крупный бизнес вполне успешно ему противостоит. Как коррумпированным чиновникам, так и криминальным авторитетам иностранные инвесторы обычно внушают некий страх, с ними предпочитают не связываться, тем более что и среди отечественных предпринимателей дойных коров вполне достаточно. Однако «фон», создаваемый непрерывными разговорами о коррупции и криминальной стороне занятий бизнесом в России, крайне неблагоприятно сказывается на инвестиционном имидже страны.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Познавательно о финансах:

Функции финансовой службы
Финансовые службы выполняют следующие функции: 1) организуют финансово-кредитное планирование, включающее разработку перспективных финансовых планов, годового баланса доходов и расходов с поквартальной разбивкой; доведение финансовых заданий и нормативов до непосредственных исполнителей и контроль ...

Финансово - кредитный механизм
Должны существовать объект и субъект финансовых отношений. Все финансовые отношения регулируются законом. Необходима система планирования. В основе финансово - кредитного механизма лежат две сферы деятельности: финансовое обеспечение и финансовое регулирование. Финансовое обеспечение определяет, ка ...

Стратегия повышения прозрачности на рынке финансовых услуг
Проблемы повышения прозрачности рынка финансовых услуг связаны в первую очередь с предоставлением реальной информации в сфере рынка финуслуг, то есть обеспечение реальными отчетными данными заинтересованных сторон и проверяющих органов. Вопрос доверия вкладчиков и кредиторов банковских учреждений в ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.mayaci.ru