Сущность и функции финансов. Роль финансов в рыночной экономике

Экономика и финансы » Финансы, денежное обращение и кредит » Сущность и функции финансов. Роль финансов в рыночной экономике

Страница 2

Роль финансов в решении соц.-экон. задач заключается в обеспечении необходимыми источниками финанс-я соц.-экон. сферы, достижении сбалансированности между экон. эффективностью и социальной справедливости; расширяется производство; осуществляется с исполнения: 1. Тов.-ден. отношений. 2. Финансовых. 3. Кредитных.

Здесь играют большую роль гос. финансы и финансовые предприятия. Через финанс-е отдельных предприятий и отраслей народного хозяйства государств на воспроизводственный процес и соц. сферу. Частью финансов явл. инвестиции, частью налоговая полиция.

Система образования и использования фондов денежных ресурсов, участвующих в обеспечении процесса воспроизводства составляет финансы общества. Фин. система гос-ва

представляет собой совокупность различных финансовых отношений, в процессе которых разными методами и формами распределяются, используются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государств. Фин. система гос-ва включает три основных звена: гос. финансы (1. федеральный бюджет, 2. региональные бюджеты, 3. местные бюджеты и 4. внебюджетные фонды), финансы населения и финансы предприятия.

Из этих трех звеньев главным явл. финансы предприятий, ибо первые два звена формируются на их базе. Финансы предприятий, как звено децентрализованных финансов, участвуют в создании материального источника всех денежных фондов страны – национального дохода. От состояния децентрализованных фондов денежных средств зависит общее финансовое положение страны, ведущая роль в обеспечении темпов развития отраслей национального хозяйства.

Финансы домашнего хозяйства лишь недавно стали рассм. в качестве звена финансовой системы. Финансовые отношения населения по формированию семейного бюджета имеют исключительно важное значение для регулирования платежеспособного спроса страны.

Гос. финансы состоят из двух основных элементов: госбюджета и внебюджетных фондов. Госбюджет - это годовой план доходов и расходов гос-ва, это деньги, которые позволяют гос-ву выполнять экон. и соц. ф-ции (а в последнее время и политические). Госбюджет состоит из бюджета правительства и местных бюджетов.

Внебюджетные фонды представляют собой те денежные средства, которые аккумулируются вне системы государственного бюджета и имеют строго целевое назначение: пенсионный фонд, фонд социального страхования и др.

Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. В странах с развитой рыночной экономикой доходная часть бюджета на 80-90% формируется за счет налогов с предприятий и населения. Остальная часть поступает от использования гос. собственности, внешнеэкон. деятельности. Структура расходной части бюджета включает в себя расходы на соц.-культ. нужды (здравоохранение, просвещение, социальные пособия и др.), расходы на развитие народного хозяйства, на оборону, гос. управление.

Централизованная сфера – вторая сфера финансовой системы. Она находится в собственности гос-ва и в соответствии с Бюджетным кодексом, действующим с 1 января 2000 г., включает бюджетную систему и внебюджетно-социальные фонды.

В 1991 году бюджетная система РФ претерпела кардинальные изменения. До этого госбюджет РФ, как и других союзных республик, включался в госбюджет СССР, в котором отражались все бюджеты на территории страны, в т.ч., сельские и поселковые. В союзном бюджете в 1970-1990 гг. концентрировалось 50-52% общего объема ресурсов государственного бюджета. На бюджеты союзных республик приходилось 48-50%, из которых 35% находились в распоряжении республиканских бюджетов, а 15% - в местных бюджетах.

Действующая бюджетная система РФ состоит из 3 звеньев: федеральный бюджет, региональные бюджеты (их 89, в т.ч. республиканские, краевые, областные, автономной области, автономных округов, г. Москвы и Санкт-Петербурга) и местные бюджеты (их около 29 тыс., в т.ч. районные, поселковые, городские, сельские).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Познавательно о финансах:

Состояние денежной сферы и реализация денежно-кредитной политики за 2009 год
В январе—сентябре 2009 г. состояние денежной сферы и динамика денежно-кредитных показателей определялись как последствиями мирового финансово-экономического кризиса, так и мерами по их преодолению. За III квартал 2009 г. денежная масса М2 увеличилась на 3,7% (за III квартал 2008 г. — на 0,9%), а за ...

Виды и оценка рентабельности
Рентабельность — это показатель, характеризующий экономическую эффективность. Экономическая эффективность — относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами, использованными для достижения этого эффекта. Существует множество коэффициентов рентабельности, использова ...

Пути совершенствования межбюджетных отношений
Ранее уже упоминалось о том, что отнюдь не малую часть финансовой помощи в виде дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации стало возможно распределять на основании ведомственного решения — приказа Министерства финансов. Но и это не предел. Осн ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.mayaci.ru