Пути совершенствования платежной системы Российской Федерации и перспективы ее развития

Экономика и финансы » Платежная система Российской Федерации » Пути совершенствования платежной системы Российской Федерации и перспективы ее развития

Страница 2

Однако можно также отметить, что в настоящее время в платежной системе России существует ряд недостатков, препятствующих ее эффективному развитию.

Анализируя содержание нормативных актов, изданных Банком России за период с середины 90-х годов по вопросам безналичных расчетов через Банк России, можно сказать, что установленные правила осуществления расчетных операций изложены без использования таких понятий, как платежная или расчетная система, система перевода денежных средств, и ряда других терминов, связанных, например, со специализацией систем по крупным или розничным платежам и применяемых для характеристики любой современной платежной системы как единого целого. Ряд понятий, таких, как безотзывность и окончательность расчетов, достаточность средств для исполнения платежа и т.п., требует в современных условиях уточнений. [23]

Еще одним свойством действующих правил, касающихся платежной системы Банка России и не изменившихся в течение последнего десятилетия, о котором следует упомянуть, является отсутствие в них норм, прямо устанавливающих требования относительно организационных структур, управляющих функционированием платежной системы в целом или отдельных ее компонент, например на уровне региона (территориального учреждения Банка России). Следствием этого становится все более усиливающееся противоречие относительно декларированных, то есть установленных нормативно и реально выполняемых задач и функций расчетно-кассовых центров: ответственность РКЦ за осуществление расчетов обслуживаемых клиентов практически ничем (в смысле используемых инструментов и механизмов) не подкреплена в условиях электронного документооборота и полной автоматизации обработки информации в процессе проведения платежей. [23]

Для повышения эффективности функционирования платежной системы Банка России потребуются изменения подхода к разработке нормативных актов, регулирующих порядок осуществления расчетов через Банк России. Состав нормативных требований хотя и является взаимоувязанным, но тем не менее воплощен в весьма обширном перечне неоднократно переизданных и дополненных нормативных актов Банка России, каждый из которых устанавливает правила осуществления отдельных операций:

· правила документооборота между учреждениями Банка России и его клиентами;

· правила внутрибанковских операций;

· особенности тех и других в зависимости от технологии совершения платежа;

· бухгалтерский учет расчетных операций и т.п.

Логическим следствием отмеченных характеристик и свойств действующей нормативной базы безналичных расчетов является ряд следующих принципов, определяющих новый подход к разработке нормативных документов в сфере расчетов.

Один из ключевых принципов — нацеленность на практический результат, поскольку в практике применения действующих нормативных актов накоплено достаточно большое множество вопросов и задач, требующих разрешения в ближайшей перспективе. Это предопределяет необходимость установить в момент утверждения нормативных документов точную дату вступления их в силу. Практика утверждения нормативных актов в сфере расчетов свидетельствуют о том, что, как правило, дата утверждения отличается от даты вступления в силу не более чем на полгода и определяется в основном объемом работ по подготовке автоматизированных систем.

В основу подхода, соответствующего современным представлениям, должно быть положено целостное описание платежной системы Банка России, в которой совокупность банковских правил и процедур, платежных инструментов, устанавливаемых исходя из требований законодательства для перевода денежных средств, представлена как система взаимосвязанных компонент, образующих в целом автоматизированную расчетную систему Банка России (АРС).

Страницы: 1 2 3

Познавательно о финансах:

Роль бондового рынка
Наличие жизнеспособного бондового рынка в стране позволяет финансовым институтам лучше управлять структурой своих балансовых отчетов, особенно компаний с долгосрочными обязательствами, такими как страховые компании и пенсионные фонды. [1] В экономиках без развитого бондового рынка, процентные ставк ...

Роль и полномочия правоохранительных органов в сфере налогового контроля
Правовое урегулирование правоохранительной деятельности полиции в сфере налогового контроля, как правило, направлено на повышение эффективности мер, которые применяются органами внутренних дел по профилактике налоговых преступлений. Это следующие виды: уголовно-правовые, уголовно-процессуальные и а ...

Направления реформирования налоговой системы
Многие современные решения в области налогов диктуются конкретной обстановкой, сложившейся в экономике страны, и это естественно. В этих условиях при осуществлении налоговой реформы приходится решать сразу две главные задачи, причем противоречащие друг другу. С одной стороны, нужно ослабить налогов ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.mayaci.ru