Обзор рынка лизинговых услуг в России

Экономика и финансы » Система управления и эффективность лизинговой деятельности » Обзор рынка лизинговых услуг в России

Страница 1

Первым и наиболее заметным фактом участия СССР в лизинговых сделках стали известные поставки на условиях "ленд-лиза". Во время II Мировой войны США поставляло своим союзникам оружие, продовольствие, автомобильную технику, медикаменты по договорам лизинга. Однако большого распространения лизинг в России не получил. После войны он использовался, главным образом, для приобретения судов и самолетов (и сейчас наиболее распространенный объект международного лизинга) - занимались им только организации, работающие в сфере международных экономических отношений ("Совфрахт", "Совтрансавто").

В начале 90-х гг. в России начали появляться первые лизинговые компании, большинство из которых были учреждены коммерческими банками.

К середине 90-х гг. Правительство РФ, оценив потенциал лизинга и его преимущества для экономического развития страны, приняло ряд постановлений, направленных на поддержку лизингового сектора. На рынке появились новые компании, учрежденные финансово-промышленными группами. Также начали создаваться лизинговые компании с участием муниципальных и региональных органов власти, использовавшие в большинстве случаев финансирование из бюджетных источников под низкие или нулевые процентные ставки для реализации различных государственных программ, связанных с обновлением фондов или поддержкой начинающих или развивающихся бизнесов.

В настоящий момент в России функционирует более 200 лизинговых компаний.

Сумма вновь заключенных сделок по итогам 2009 г. составила 315 млрд руб. (в 2008г. – 720 млрд руб.), и впервые с 2002 г. оказалась меньше объема полученных платежей за год (320 млрд. руб.).

Вторая половина 2009 года ознаменовалась «оттаиванием» лизинговой отрасли. Объем нового бизнеса без учета НДС составил более 270 млрд рублей. За III и IV кварталы прошлого года прирост составил порядка 330%. В целом в 2009 году наблюдалось двукратное сокращение объемов лизинга.

Совокупный портфель лизинговых компаний, принявших участие в исследовании, проведенном ассоциацией «Рослизинг», за 2009 год изменился незначительно, увеличившись на 1% и достигнув 457,9 млрд рублей. Число заключенных в прошедшем году контрактов сократилось в два раза и составило 29 333 штуки. Лизинговые компании значительно ужесточили процесс отбора лизингополучателей. На фоне сокращения числа обращений предприятий к лизинговым компаниям (на 9,5%) была одобрена лишь треть сделок (33,81%). В 2008 году контракты заключались в 50 случаях из 100. Топ-менеджмент лизинговых компаний называет поиск качественных заемщиков одной из наиболее серьезных задач, с которыми лизингодателям пришлось столкнуться в истекшем году. Она останется актуальной и в 2010 году.[19]

«Подушкой безопасности», не допустившей еще более глубокого проседания рынка по итогам года, стал сегмент лизинга авиации. Также в сравнении с прошлым годом выросли объемы лизинга подвижного состава и сельскохозяйственной техники. Автолизинг, как и автопром в целом, сократился двукратно. Заметное падение наблюдалось и в большинстве сегментов сделок с оборудованием за исключением телекоммуникационного и нефтегазового. Основной тенденцией 2009 года можно признать рост степени концентрации бизнеса вокруг крупнейших компаний, в большинстве своем имеющих отношение к государственному капиталу.

В региональном разрезе наблюдалось смещение центра тяжести в сторону центральных регионов; Сибирь также становится все более привлекательной для лизингодателей.

В 2009 году продолжился рост степени значимости собственных ресурсов компаний для финансирования лизинговых операций. Доля авансовых платежей практически не менялась, что, по-видимому, указывает на исчерпанность возможностей лизинговых компаний по перекладыванию части расходов на лизингополучателей без угрозы снижения привлекательности оказываемых услуг.[20]

Еще одна тенденция 2009 года — постепенное сокращение операционных расходов компаний. Лизингодатели закрывают свои региональные представительства (филиальная сеть лизинговых компаний в 2009 году уменьшилась на 8%) и увольняют персонал: общее сокращение штатов составило около 15%.

Середина 2009 года стала переломным моментом для рынка лизинга. После стремительного сокращения объемов бизнеса, наблюдавшегося на протяжении трех кварталов, рынок начал вновь оживать. В результате к концу года объем лизинговых операций составил более 270 млрд рублей без учета НДС.

Страницы: 1 2

Познавательно о финансах:

Место налогового планирования в налоговой политике предприятия
Под налоговым планированием понимают деятельность, направленную на уменьшение налоговых платежей. В то же время, налоговое планирование призвано не только уменьшить налоговые отчисления предприятия, но и стать регулятором финансовой деятельности. Налоговое планирование состоит из нескольких этапов ...

Анализ основных показателей финансовой устойчивости
Анализ изменения показателей финансовой устойчивости ООО "ППО "Орбита" в абсолютном выражении за весь рассматриваемый период представлен в таблице 2.2. Таблица 2.2 - Анализ фин. устойчивости по абс.показателям Наименование 31.12.2011 31.12.2012 В абсолютном выражении, тыс. руб. Темп ...

Становление и развитие системы налогообложения транспортных средств
Федеральным законом от 24.07.02 г. №110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" раздел IX "Региональные налоги и сборы" части второй НК РФ дополнен главой 28 " ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.mayaci.ru