Обзор рынка лизинговых услуг в России

Экономика и финансы » Система управления и эффективность лизинговой деятельности » Обзор рынка лизинговых услуг в России

Страница 2

Возобновление активности в лизинговом секторе происходило на фоне общего усиления инвестиционных процессов и роста промышленного производства. Инвестиции в основной капитал за 2009 год составили 7 трлн 539,9 млрд рублей (на 17% меньше, чем в 2008 году). Учитывая регрессивную динамику начала года и резкое ускорение темпов прироста в IV квартале (в декабре рост по сравнению с ноябрем составил 66%), можно рассчитывать, что второй волны кризиса не будет. Согласно опросу, проведенному Росстатом в конце 2009 года, почти две трети (62%) руководителей российских компаний хотят в 2010 году увеличить объем инвестиций в основной капитал, сокращение запланировали 19%.

Промышленное производство за год сократилось на 10,8%, продемонстрировав в июне — декабре положительную динамику (за исключением августовского проседания). В первом полугодии после резкого падения в начале года промышленность находилась в стагнации, положительные тенденции проявились уже во втором полугодии — среднеквартальные темпы прироста составили около 6,4%.

В целом сокращение рынка по сравнению с показателями 2008 года составило порядка 330%. Уменьшение объемов нового бизнеса в 2009 году могло было быть более значительным. Удержать вес получилось во многом благодаря крупным контрактам в сегменте big ticket (авиация, железнодорожный транспорт и суда), заключенным тремя крупнейшими компаниями — «Ильюшин Финанс Ко», «Сбербанк Лизинг» и «ВЭБ-Лизинг». Более того, именно сделки компании «Ильюшин Финанс Ко» на поставку в течение следующих двух лет 60 новых самолетов «Ан-148», «Ил-96» и «Ту-204» общей стоимостью свыше 50 млрд рублей обеспечили более 20% нового бизнеса всей лизинговой отрасли в 2010 году. Также значительная доля пришлась на «Росагролизинг», заключивший в 2009 году сделок на 35,1 млрд рублей.[21]

Рисунок 1.1 – Прирост сделок в 2009 года по объекту лизинга

В целом пятерка крупнейших компаний в 2009 году обеспечила около 60% объема нового бизнеса, при этом каждая из них в той или иной форме связана с государственным капиталом.

Независимым частным компаниям, в портфеле которых значительную долю занимают автотранспорт и оборудование, год запомнится продолжением резкого торможения, начавшегося еще в 2008 году.[22]

Рисунок 1.2 – Структура сделок по объекту лизинга в 2009году.

В структуре лизинга снова увеличилась доля железнодорожного транспорта, доля авиационной техники продолжила стремительно расти. За счет роста объемов лизинга в этих сегментах уменьшилась значимость автолизинга в формировании нового бизнеса (18,08%).

Рисунок 1.3 – Динамика значимости объектов лизинга

Совокупный портфель 73 лизинговых компаний, принявших участие в исследовании, за 2009 год изменился незначительно, увеличившись на 1% и достигнув 457,9 млрд рублей. Объем полученных платежей показал рост на 16% и составил 153,5 млрд рублей. В будущем положительная динамика едва ли сохранится из-за сокращения объемов бизнеса и возможного роста доли просроченной задолженности. В то же время положительный результат свидетельствует о способности компаний взыскивать платежи и продуманности стратегий риск-менеджмента.[23]

Сократился не только бизнес. Можно констатировать спад спроса на услуги лизинга. В 2009 году число обращений в лизинговые компании уменьшилось на 9,4%. Число одобренных обращений упало на 38,2%.[24]

Рисунок 1.4 – Итоги по отбору лизингополучателей за 2008-2009г.

Причинами столь глубокого падения стали нехватка заемных средств для лизингодателей в начале года, рост процентных ставок, снизивший доступность услуги для клиентов, повышение требований к кредитному качеству потенциальных лизингополучателей. Объем лизингового портфеля в целом по рынку сократился на 31% и составил около 960 млрд. руб.[25]

При сохраняющейся высокой потребности в обновлении основных фондов, объем рынка лизинга, очевидно, будет стремиться к восстановлению достигнутого в 2007-2008 гг. уровня и последующему росту. Однако в 2010 году темпы роста рынка будут невысокими. По оценке "Эксперт РА" объем новых сделок увеличится на 10-15% и составит 350-370 млрд руб. Рост объемов сделок участники рынка ожидают в отраслях пищевой промышленности, телекоммуникационной отрасли, энергетике, торговле, экспортных отраслях, а также в сфере грузоперевозок.

Страницы: 1 2 

Познавательно о финансах:

Дивидендная политика и регулирование курса акций
Курсовая цена акций и дивидендная политика взаимосвязаны, хотя какой-то предопределенной формализованной зависимости не существует. Курсовая цена складывается под воздействием различных случайных факторов. В финансовом менеджменте разработаны некоторые приемы искусственного регулирования курсовой ц ...

Бондовые рынки новых членов ЕС
Исторически бондовый рынок Мальты начинает свое развитие, практически, в то же самое время, как и все 10 стран, вступивших в Евросоюз в мае 2004 года, то есть относительно недавно. Общий объем бондового рынка Мальты к ВВП традиционно занимает первое место среди всех новых стран членов ЕС. Это в пер ...

Анализ рынка жилищного ипотечного кредитования в России
Жилищная ипотека характеризуется следующими отличительными чертами: Во-первых, жилищная ипотека, как и всякий залог, – это способ обеспечения надлежащего исполнения другого (основного) обязательства – займа или кредитного договора, договора аренды и т. д. Следовательно, ипотека базируется на основн ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.mayaci.ru