Бюджетная политика в системе финансового регулирования экономики России

Экономика и финансы » Финансовая политика России на современном этапе » Бюджетная политика в системе финансового регулирования экономики России

Страница 1

Бюджетная политика – это целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом.

Основной целью бюджетной политики является формирование и использование централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей. Этот централизованный фонд денежных средств получил название государственный бюджет.

Государственный бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [БК РФ, ст.6]. С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, сферами деятельности, территориями страны, социальными группами населения.

Одними из основных показателей устойчивости бюджетной политики могут служить величина бюджетного дефицита, размер государственного долга.

Доходы бюджета формируются за счёт налогов, а также некоторых других видов поступлений, именуемых неналоговыми доходами (доходы от продажи и использования государственной собственности, от внешнеэкономической деятельности и др.).

Целью бюджетных расходов является финансовое обеспечение деятельности государства по исполнению его экономических функций — распределения ресурсов, перераспределения и стабилизации. Расходы бюджета направляются в первую очередь в общественный сектор экономики для финансирования деятельности органов государственного управления по производству общественных благ (оборона, охрана правопорядка, культура и искусство, здравоохранение, образование, наука и т. п.), а также поддержки предприятий, находящихся в государственной собственности. Часть расходов осуществляется и за пределами общественного сектора: за счёт государственных средств предоставляются пособия малоимущим гражданам, выплачиваются пенсии и стипендии, оплачиваются государственные заказы, к исполнению которых были привлечены частные фирмы. Расходы бюджета, их объём и структура подвержены более частым изменениям, чем его доходы.

Основное назначение бюджета заключается в том, что он позволяет аккумулировать финансовые средства в руках государства и использовать их для финансирования различных программ. Однако помимо этой важнейшей

Разработку проекта бюджета осуществляют органы исполнительной власти соответствующего уровня, после чего он утверждается парламентом страны или законодательным органом субъекта Федерации.

За период с января по ноябрь 2008 г. бюджеты субъектов РФ исполнялись со значительным ростом к уровню прошлого года (33 %). Это позволило создать существенные заделы для исполнения расходных обязательств. Но начиная с ноября 2008 г. в доходной части консолидированных бюджетов субъектов РФ происходит значительное сокращение поступлений от налога на прибыль организаций (поступление в ноябре составило 38 % от уровня ноября прошлого года, в декабре — 91 % по сравнению с уровнем декабря 2007 г. против прироста на 45 % за 10 месяцев 2008 г.).

Это связано с кризисными явлениями в экономике и внесением изменений в налоговое законодательство. Темпы роста поступлений от налога на доходы физических лиц также снижаются (114 % в ноябре и 100 % в декабре против 136 % за 10 месяцев 2008 г.) [10].

В настоящее время в России финансовая помощь регионам из федерального бюджета предоставляется через пять фондов: Фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Фонд компенсаций, Фонд софинансирования социальных расходов, Фонд регионального развития и Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов.

Анализ структуры финансовой помощи субъектам РФ показывает, что наибольшую долю в ней занимают дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из ФФПР (Фонд финансовой поддержки регионов) (свыше 50%), второе место — Фонд компенсаций (в среднем 15,0%), третье место — дотации и субвенции на поддержку дорожного хозяйства (в среднем 11,0%). Незначительную долю составляют субсидии Фонда регионального развития.

Страницы: 1 2 3 4 5

Познавательно о финансах:

Пути совершенствования инвестиционного климата России
В последние годы государство предпринимает множество попыток улучшения инвестиционного климата России. В 2011 г. в России было создано Агентство стратегических инициатив (АСИ), которое ставит задачей продвижение проектов и инициатив быстрорастущего малого и среднего бизнеса[23]. В феврале 2012 г. н ...

Сравнительный анализ определения экономической эффективности инвестиционных проектов по разным методикам
Известно, что до 90-х годов определение экономической эффективности капиталовложений (инвестиций) и новой техники выполнялось исключительно по существующим в то время методикам. Согласно им в зависимости от цели расчетов определялась абсолютная эффективность общей суммы капиталовложений или сравнит ...

Корпоративный налог
Все юридические лица Словении (за исключением центрального банка The Bank of Slovenia), являющиеся ее налоговыми резидентами (в т. ч. товарищества и иные организационно-правовые формы организации бизнеса, инвестиционные фонды, банки, страховые компании, государственные предприятия и т.д.), уплачива ...

Категории

Copyright © 2017 - All Rights Reserved - www.mayaci.ru