Формирование налогового права

Экономика и финансы » Становление налоговой системы в России » Формирование налогового права

Страница 1

Рыночные отношения требуют самостоятельности и ответственности за результаты производства обособленных хозяйствующих субъектов. При господстве общественной собственности в стране не могло быть свободных партнеров, а значит, и не существовало рыночных отношений. Система управления в эти годы основывалась на модели: «производство — планирование — государство», что означало директивное управление экономикой. Такая система позволила на начальном периоде развития страны быстро решать производственные задачи и добиваться определенного успеха, давая точные задания в планово-приказном порядке предприятию. Налоги при этой системе играли крайне ограниченную роль. Она сводилась лишь к получению дохода главным образом за счет населения. [ 9,с. 46 ]

Как показала практика, эта модель оказалась неспособной решать глобальные экономические проблемы в рамках огромной страны и обеспечивать эффективный стабильный рост производства в течение длительного периода. Потребовался переход от централизованной системы управления производством к рыночной экономике.

Рынок предполагает иную модель: «производство — деньги — налоги — государство». Такая модель, как подтверждает многолетняя практика зарубежных стран, способна обеспечить не только качественный скачок производства, но и его перспективное развитие. Налоги при этой модели становятся важным инструментом управления рыночной экономикой. 90-е годы положили начало формированию российской налоговой системы.

Ранее действовали в основном налоги с населения, в том числе: 1) подоходный налог; 2) налог с холостяков и малосемейных граждан; 3) таможенные пошлины; 4) налог со строений и некоторые другие.

Рыночная экономика

— это система организации хозяйства в масштабе страны, основанная на товарно-денежных отношениях, многообразных формах собственности, экономической свободе хозяйствующих субъектов, конкуренции в сфере производства и торговли.

Юридические лица платили налог с оборота и отчисления от прибыли. Первый платеж в силу государственной собственности не являлся по существу налогом, так как отсутствовало важное условие налоговых отношений — изменение собственника. Второй платеж оплачивался за счет прибыли, его величина зависела от вида деятельности, объема производства, уровня рентабельности, а иногда устанавливалась персонально для отдельного юридического лица.

Для регулирования налоговых отношений требуются специальные юридические нормы, которые оформляются в самостоятельную отрасль налогового права. В России налоговое право формируется лишь в 90-е годы. Начало ему положил Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы».

Налоговое право

— комплекс налоговых законов, которые регламентируют сферу перераспределительных отношений, деятельность финансовых и налоговых органов, права и обязанности субъектов налоговых отношений, т.е. в конечном счете управление всей системой налогообложения. [ 8,с. 146]

Налоговое право строится в соответствии с высшим законом страны — Конституцией РФ.

К компетенции Федерального собрания (парламента) и представительных органов субъектов Федерации относятся общие вопросы налогообложения (ст. 71 и 72). Общая система налогов, принципы ее построения устанавливаются Федеральным законом (ст.75). Президент РФ обладает правом вносить законопроекты в Государственную Думу (ст.84). После одобрения Советом Федерации и подписания Президентом законопроекты превращаются в законы, и с этого момента они подлежат исполнению.

Правовое оформление налоговой системы обеспечивало в течение почти десятилетия целый пакет налоговых законов. Этот пакет включал базовые законы: Закон «Об основах налоговой системы РФ» (27 декабря 1991 г.), определивший принципы построения налоговой системы, ее структуру и состав, а также права, обязанности и ответственность плательщиков и налоговых органов, и Закон «О государственной налоговой службе РСФСР» (21 марта 1991 г.; новая редакция — 1995 г.), регулирующий вопросы организации сбора и контроля, а также целый ряд законов о порядке исчисления и уплаты конкретных налогов.

В течение нескольких лет шла и продолжает идти разработка Налогового кодекса РФ (НК), который должен полностью обеспечить управление всей налоговой системы. В июле 1998 г. была принята первая часть НК, посвященная общим проблемам налогообложения — элементам налога, налоговой декларации, налоговому контролю, налоговым правонарушениям и ответственности за их совершение. Спустя два года (5 августа 2000 г.) введена в действие вторая часть НК, которая касается основных конкретных федеральных налогов (НДС, акцизов, налога на доходы физических лиц, единого социального налога, налога на прибыль организаций, налога на добычу полезных ископаемых). Налоговые законы в совокупности оформили целостную налоговую систему, построенную на отношениях подчинения налогоплательщика государству. По своей структуре, составу и принципам она является в целом общераспространенной в мировой практике налоговой системой. Сегодня на территории России собирается около 30 различных налогов, сборов и отчислений.

Страницы: 1 2

Познавательно о финансах:

Финансовый анализ эмитента
Оценивая состояние любого предприятия, приходится анализировать огромное количество различных критериев, от структурных до общеэкономических. Предполагая доступность этих данных, что для российских компаний часто остается желаемым, но не действительным, мы остановимся на основных характеристиках эк ...

Инвестиционная деятельность в Российской Федерации сегодня
Необходимым условием устойчивого экономического роста является активизация инвестиционной деятельности. В 2009г. в экономике России наблюдалось сохранение инвестиционной активности на фоне улучшения финансового состояния организаций, снижения инфляции и других факторов, благоприятно влияющих на рос ...

Налоговая система Дании
Дания – страна с достаточно высоким уровнем налогов. В структуре доходов бюджета около половины занимает подоходный налог с физических лиц. Размер налоговой ответственности зависит от статуса налогоплательщика (резидента или нерезидента) и от источника получения дохода. Кроме граждан, проживающих п ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.mayaci.ru