Принципы построения налоговой системы

Экономика и финансы » Становление налоговой системы в России » Принципы построения налоговой системы

Страница 2

Вклад А. Смита в теорию налогов состоит в том, что он - автор четырех принципов налогообложения, названных впоследствии «великой хартией вольностей плательщика» и «декларацией прав плательщика», «максимами обложения».

Ниже приведены принципы налогообложения А. Смита в изложении А.И. Буковецкого. В области налогов А. Смит всегда вспоминается как автор четырех принципов обложения:

1)подданные всякого государства обязаны участвовать в поддержке государства по возможности сообразно со своими средствами, т.е. соответственно тем доходам, которые получает каждый под охраной государства;

2)налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произволен. Время его уплаты, способ и размер уплачиваемого налога должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому;

3)каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие удобны для плательщика;

4)каждый налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана населения возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства».

Г.A.Вагнер предлагает девять основных правил, которые классифицирует в четыре группы. На первом месте стоят финансовые принципы организации обложения: 1) достаточность обложения и 2) эластичность (подвижность) обложения. Затем идет группа народнохозяйственных принципов: 3) надлежащий выбор источника обложения, т.е., в частности, решение вопроса - должен ли налог падать только на доход или капитал отдельного лица или населения в целом; 4) правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая бы считалась с последствиями и с условиями их переложения. К третьей группе правил А. Вагнер относит этические принципы, принципы справедливости: 5) всеобщность обложения и 6) равномерность.

Четвертая группа состоит из административно-технических правил, или принципов налогового управления: 7) определенности обложения, 8) удобства уплаты налога и 9) максимального уменьшения издержек взимания.

Два первых принципа финансово-политического характера «достаточность» и «подвижность» А. Вагнер ставит во главе всех принципов, в отличие от многих финансистов-современников, которые ставили на первое место принцип справедливости, равномерности обложения. Он руководствуется тем, что общественно-хозяйственная система настолько необходима для людей, что доставление средств для нее, достаточность должны быть поставлены на первое место, и принципы справедливости проводятся в той мере, в какой это позволяют финансовые принципы. Второй финансовый принцип - подвижность (эластичность) обложения, т.е. его способность адаптироваться к государственным нуждам.

Практическое значение принципов, определенных А. Вагнером, подчеркнуто русским и советским экономистом Г.И. Болдыревым: «Со времен А. Смита финансовая наука, как и финансовая практика, сильно продвинулась вперед. Согласно современным воззрениям, правильно построенная налоговая система должна отвечать требованиям, сформулированным известным немецким экономистом Адольфом Вагнером».

Принципы налогообложения, разработанные в XVIII-XIX вв., с учетом реалий экономической и финансовой теории и практики XX в. не утратили своего значения и сформулированы следующим образом: «Справедливость налогообложения в вертикальном и горизонтальном аспектах. Справедливость налогообложения в вертикальном разрезе означает, что налог должен взиматься в строгом соответствии с материальными возможностями конкретного лица, т.е. что с повышением дохода ставка налога увеличивается. Справедливость налогообложения в горизонтальном разрезе - это принцип, предполагающий единую налоговую ставку для лиц с одинаковыми доходами. Эффективная налоговая система подразумевает наличие в ней инструментов, стимулирующих экономический рост, хозяйственную деятельность индивидов и предприятий. Нейтральность налогообложения предполагает равновеликость налоговых изъятий независимо от сфер приложения капитала и видов экономической деятельности. Простота налоговой системы выражается в легкости и доступности для широких кругов техники подсчета налогов и заполнения различных форм налоговой отчетности».

Страницы: 1 2 3 4

Познавательно о финансах:

Формирование налоговой политики в Российской Федерации
В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, имеющих четкую налоговую политику, устоявшуюся налоговую систему, более или менее гармоничные взаимоотношения государства с налогоплательщиками, страны с экономикой переходного периода были вынуждены заново создавать многие соответствующие институт ...

Формы финансирования капитальных вложений
В зависимости от того, какие источники финансирования привлекает предприятие для финансирования своей инвестиционной деятельности, выделяют следующие формы финансирования: самофинансирование, акционирование, инвестиционное кредитование; финансовую аренду (лизинг); комбинированное (смешанное) финанс ...

Анализ доходов государственного бюджета
Формирование государственных доходов осуществляется при самом активном участии государства: оно устанавливает долю чистого дохода общества, централизуемую в бюджете и оставляемую хозяйствующим субъектам, а также концентрирует часть личных доходов населения и другие средства общества. Государство яв ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.mayaci.ru