Сущность государственных доходов и расходов

Экономика и финансы » Состав и структура государственных расходов и доходов » Сущность государственных доходов и расходов

Страница 1

Государственные финансы (доходы и расходы) - важнейшая часть финансовых отношений общества. Они связаны с формированием и использованием государственных денежных фондов. Сущность государственных доходов и расходов невозможно раскрыть без определения сущности государственного бюджета, потому что именно в виде бюджета сбалансированы государственные доходы и расходы.

В огромном многообразии финансовых связей можно выделить обособленные сферы, отличающиеся отдельными общими чертами. Так, особую область стоимостного распределения валового общественного продукта образуют финансовые отношения, складывающиеся у государства с хозяйствующими субъектами и населением. Этим отношениям присуще то общее, что возникают они в распределительном процессе, непременным участником которого является государство, и связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общественных потребностей. Данная совокупность финансовых отношений составляет экономическое содержание понятия, носящего название «государственный бюджет»[1].

Государственный бюджет как совокупность экономических отношений имеет объективный характер. Его существование в качестве самостоятельной сферы распределения объективно предопределено самим общественным производством, развитие которого нуждается в соответствующих централизованных ресурсах. Централизация денежных средств необходима для организации бесперебойного кругооборота в масштабах всего национального хозяйства, для обеспечения функционирования экономики в целом. Существование специфической бюджетной сферы стоимостного распределения обусловлено также природой и функциями государства. Государство нуждается в централизованных средствах; для финансирования приоритетных отраслей, для проведения социально-культурных мероприятий в масштабах всего общества решения задач оборонного характера, покрытия общих издержек государственного управления. Таким образом, существование государственного бюджета отнюдь не результат субъективного желания (воли) людей, а объективная необходимость, обусловленная потребностями расширенного воспроизводства, природой и функциями государства.

На современном этапе развития экономики централизованные финансовые ресурсы позволяют государству обеспечивать необходимые темпы и пропорции общественного производства, добиваться совершенствования его отраслевой и территориальной структуры, формировать в необходимых размерах средства для первоочередных программ развития отраслей экономики, проводить крупные социальные преобразования.

Благодаря финансовой централизации денежные средства сосредоточиваются на решающих участках экономического и социального развития, подготавливая условия для успешной реализации экономической и социальной политики государства.

Таким образом, как особая часть стоимостного распределения государственный бюджет выполняет специфическое общественное назначение — служит удовлетворению общегосударственных потребностей. Являясь экономической формой существования объективных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение, государственный бюджет выступает в качестве экономической категории.

Государственному бюджету как определенной совокупности финансовых отношений присущи, прежде всего, те же черты, которые отличают категорию финансов в целом: бюджетные отношения имеют распределительный характер, осуществляются всегда в денежной форме, сопровождаются формированием и использованием целевых денежных фондов. Вместе с тем бюджетным отношениям присуща определенная специфика, которая, однако, не выходит за рамки общих с финансами черт. Государственный бюджет как специфическая сфера стоимостного распределения характеризуется следующими чертами:

Страницы: 1 2 3 4 5

Познавательно о финансах:

Концерн
Одной из наиболее распространенных и развитых организационных форм интеграции компаний является концерн. Концерн — «это форма объединения (как правило, многоотраслевого) самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участия в капитале, финансовых связей, договоров об общности интересов ...

Состояние денежной сферы и реализация денежно-кредитной политики за 2009 год
В январе—сентябре 2009 г. состояние денежной сферы и динамика денежно-кредитных показателей определялись как последствиями мирового финансово-экономического кризиса, так и мерами по их преодолению. За III квартал 2009 г. денежная масса М2 увеличилась на 3,7% (за III квартал 2008 г. — на 0,9%), а за ...

Источники формирования финансовых результатов
Информация является главным источником управления предприятием и, подобно любому другому продукту, характеризуется определенным количеством, качеством, затратами на производство. Количественным, объемным показателем продукции является его информативность – сведения о вероятных в перспективе изменен ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.mayaci.ru