Особенности государственной политики стимулирования инноваций в алюминиевой металлургии

Экономика и финансы » Регулирование инновационной деятельности » Особенности государственной политики стимулирования инноваций в алюминиевой металлургии

Страница 1

В предыдущем параграфе были рассмотрены особенности алюминиевой металлургии как отрасли и особенности инновационной политики в рамках заданной отрасли. Также считаю необходимым посмотреть, как это сказывается на особенностях государственной политики стимулирования инноваций.

Алюминиевая металлургия является, очевидно, монопольной отраслью в России, так как представлена только одной фирмой – РУСАЛом, но так как в предыдущем параграфе мною излагались мысли о том, что рынок алюминия скорее мировой, чем национальный, то считаю, что это, скорее, олигополистический рынок. Так как в мире довольно ограниченное количество крупных фирм, производящих данный металл, кроме того, они обладают определенной рыночной властью и ориентированы в первую очередь на стратегическое поведение.

Можно предположить, что в условиях конкуренции нескольких компаний на мировом рынке алюминия и последовательном действии конкурентов, подразумевающих реакцию на действия друг друга, действует модель количественного лидерства. Однако, в отрасли существуют серьезные ограничения как со стороны мощностей, так и со стороны спроса, что существенно ограничивает используемость в данном контексте этой модели.

Также следует сказать, что эта отрасль явно относится к естественной монополии, так как РУСАЛ – единственная компания в России, занимающаяся производством алюминия. Причем она стала такой в 2007 году, после слияния с СУАЛом, контролировавшем 20% российского производства металла.

Из-за серьезных барьеров входа, выраженных в высоких стартовых инвестициях, необходимых для строительства завода по производству металла и сложного технологического цикла, требующего, фактически, включения в себя всех этапов, начиная от добычи бокситов и заканчивая выплавкой алюминия, можно предположить, что наличие естественной монополии облегчает возможность ее инновационного развития. Кроме того, крупной компании проще вступать в коммуникацию с государством по ряду объективных причин, что облегчает процесс получения грантовой помощи, субсидий, а также налоговых послаблений. Так что в данном контексте я считаю, что наличие естественной монополии в отрасли позитивно сказывается на инновационной активности.

Но, тем не менее, статус естественной монополии внутри страны не является причиной для сворачивания инвестиционных проектов или угасания их активности, так как конкуренция имеет место не на внутреннем, а на мировом рынке, где конкуренты также активно используют инновации.

Стоит отметить, что РУСАЛ – это частная компания, поэтому государство не имеет рычагов влияния непосредственно через менеджмент, однако ему, тем не менее, доступны два основных рычага влияния: через налоговые послабления и через фискальную и инвестиционную политику. Это упрощенное разделение, так как есть еще и вариант с правовым стимулированием, проявляющимся в совершенствовании законодательства, но в силу ограниченности лоббистского использования этого метода, он не будет учитываться в данной работе.

Как уже было сказано выше, РУСАЛ в 2010 году получил 1,4 млрд рублей на реализацию своих инновационных проектов, что на данный момент является максимумом по России. Такая форма стимулирования относится ко второй группе.

Касательно налоговых послаблений, сложно сказать что-то определенное, так как на данном этапе существует только проект федерального закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации» [8], В котором предусмотрены налоговые льготы для инновационных предприятий. Кроме того, Русский Алюминий имеет свои ресурсы для внутреннего поощрения инновационных инициатив, исходящих от сотрудников. Эта практика во многом схожа с японским опытом. На веб-сайте компании есть даже раздел, в котором можно «предложить идею», что показывает склонность самой компании к инновациям. Кроме того, РУСАЛ имеет собственную систему грантов и стипендий, а также поощрений за разработки, вписывающиеся в существующую инфраструктуру создания инноваций.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что РУСАЛ, являющийся естественной монополией, проявляет внутреннюю заинтересованность в инновациях, обусловленную высокой конкуренцией на мировом рынке. Однако, его статус позволяет активно взаимодействовать с государством, что и помогло компании получить помощь в реализации технологической модернизации на сумму в 1,4 млрд рублей.

Страницы: 1 2 3 4

Познавательно о финансах:

Особенности налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу России
При ввозе товаров на таможенную территорию России в зависимости от избранного таможенного режима налогообложение производится в следующем порядке (ст. 150‑152 и 160 НК РФ): 1) при помещении товаров под таможенный режим выпуска для свободного обращения налог уплачивается в полном объеме; 2) пр ...

Анализ эффективности использования оборотных активов
Финансовое состояние предприятия, его ликвидность и платежеспособность зависят от того, насколько быстро средства, вложенные в активы. Превращаются в реальные деньги, то есть совершают полный оборот. Для измерения оборачиваемости оборотных активов используют следующую систему показателей: I. Обобща ...

Направления совершенствования управления государственным долгом в Украине
Относительно путей улучшения управления государственным долгом в Украине, то одним из важных направлений совершенствования организационной структуры управления долгом может быть основания Фонда управления государственным долгом. За счет средств этого Фонда предлагается осуществлять операции типа «b ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.mayaci.ru