Методы оценки рентабельности и факторов, влияющих на ее уровень

Экономика и финансы » Инвестиционный проект мероприятий, направленный на повышение рентабельности производства » Методы оценки рентабельности и факторов, влияющих на ее уровень

Страница 1

Эффективность использования средств, потребленных в процессе производства и деятельности субъекта хозяйствования, характеризуется показателями рентабельности.

В условиях рыночной экономики существуют следующие показатели рентабельности:

– рентабельность продаж (коммерческая маржа);

– рентабельность собственного капитала (определяется отношением балансовой прибыли к капиталу и резервам);

– экономическая рентабельность (определяется отношением балансовой прибыли ко всем активам);

– фондорентабельность (определяется как отношение балансовой прибыли к необоротным активам);

– рентабельность основной деятельности (определяется как отношение балансовой прибыли к затратам объектов основной деятельности субъекта хозяйствования);

– рентабельность перманентного капитала (определяется отношением балансовой прибыли к капиталу, резервам и долгосрочным пассивам);

– коэффициент устойчивости экономического роста (определяется отношением разности балансовой прибыли и дивидендов акционеров к капиталу и резервам);

– период окупаемости собственного капитала (определяется отношением капитала и резервов к балансовой стоимости).

Классификация методов оценки рентабельности представлена на рис. 1.1.

Рис. 1.1 Классификация методов оценки рентабельности

Рассмотрим некоторые методы оценки рентабельности.

Оценка по слагаемым формулы может быть выполнена способом цепных подстановок, то есть последовательной заменой уровней показателей и определением тем самым их воздействия на рентабельность или иным методом факторной оценки.

Функциональная оценка рентабельности основана на представлении рентабельности как функции сомножителей – показателей, экономически связанных с рентабельностью.

Оценка воздействия на рентабельность факторов сомножителей может быть произведена одним из методов факторной оценки.

Достоинством данного метода оценки является возможность последовательной количественной оценки влияния каждого из очередных шагов формирования рентабельности на конечный результат и возможность управления этим процессом.

Уровень рентабельности по текущим активам может служить предприятию ориентиром при выборе методов и способов привлечения заемных средств. Процентная ставка за пользование привлеченными средствами не должна превышать этот уровень рентабельности.

Для оценки финансового состояния предприятия используется ряд коэффициентов рентабельности:

– коэффициент рентабельности основного капитала – как отношение чистой прибыли ко всему капиталу;

– коэффициент рентабельности продукции – как отношение валовой прибыли к объему чистых продаж;

– коэффициент рентабельности собственного капитала – как отношение чистой прибыли к величине акционерного капитала;

– коэффициент основного капитала по валовой прибыли – как отношение валовой прибыли ко всему капиталу;

– коэффициент рентабельности по основной (операционной) деятельности – как отношение валовой прибыли, уменьшенной на величину амортизации и расходов, не связанных с основной деятельностью, ко всему капиталу;

– коэффициент рентабельности по доходам с учетом внепроизводственной деятельности – как отношение суммы прибыли от основной деятельности и сальдо от внереализационной деятельности ко всему капиталу;

– коэффициент чистой прибыли (маржа) – как отношение прибыли до уплаты налогов к объему чистых продаж;

– коэффициент дохода от чистых активов – как отношение прибыли до уплаты налога к прибыли от основной деятельности.

Оценка рентабельности по ее классам базируется на подразделении деятельности субъекта хозяйствования, принятом в мировой практике:

– основная (операционная);

– инвестиционная (вложение средств в акции, другие ценные бумаги, капитальные вложения и т.д.);

– финансовая (учет полученных и уплаченных дивидендов, процентов и т.д.).

Масштаб величины доходов (прибыли) и капитала является главной целью любой хозяйственной деятельности в рыночных условиях. Абсолютная величина годовой прибыли не слишком убедительна. Только в том случае, если прибыль сопоставляется со средним общим вложенным или оборотным капиталом, можно получить сведения о том, окупились ли вложения капитала и увеличился ли он. Рентабельность, то есть отношение прибыли к собственному, общему или оборотному капиталу, является важнейшим этапом оценки величины (силы) доходов предприятия. Поэтому следует различать:

– рентабельность собственного инвестируемого капитала;

– рентабельность общего капитала, то есть рентабельность всего инвестируемою капитала;

– рентабельность заемного капитала.

Рентабельность собственного и общего капитала рассчитывается по прибыли от реализации, чистой и валовой прибыли отчетного года.

Во всех случаях прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг) берется за вычетом налогов от реализации. В международной практике различают доход на чистую номинальную стоимость активов (ЧНСА), имеющий два альтернативных варианта расчета, основанных на различных интерпретациях номинальной стоимости активов.

Страницы: 1 2

Познавательно о финансах:

Тенденции развития гостиничного бизнеса Приморского края в условиях рыночной экономики
Гостиничный бизнес сегодня - это сфера народнохозяйственного комплекса, которая во многих странах мира, в том числе и в России за последние годы превратилась в бурно развивающуюся отрасль. Однако, влияние гостиничной индустрии на экономику нашей страны незначительно, поскольку развитие отрасли сдер ...

Ценовые стратегии
Ценовая стратегия – это набор методов, с помощью которых формируется цена. Для решения задач ценовой стратегии необходимо тщательно изучить и проанализировать обширную информацию, которую можно свести в шесть блоков: 1. Информация о рынке в целом должна включать ответы на следующие вопросы: • На ка ...

Польша
Общее количество выпущенных долговых обязательств составило €47,522 миллионов в конце декабря 2000 года и что составляет 28% от ВВП (2.7.1. рис.) [2] 87. Центральное правительство занимает доминирующий сектор в эмиссии долговых обязательств, объем выпуска, которого составляет - 73%. Доля денежно-кр ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.mayaci.ru