Оценка эффективности налогового контроля

Экономика и финансы » Повышение результативности налогового контроля » Оценка эффективности налогового контроля

Страница 1

В настоящее время особо актуальна проблема оценки эффективности налогового контроля. Эффективность налогового контроля предполагает необходимость достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом государства объема средств. На эффективность налогового контроля оказывают влияние такие факторы, как правильный выбор форм, методов (приемов) и видов налогового контроля. Рациональные их сочетания, которые позволяют с наименьшими затратами и в установленные сроки достигать результатов при осуществлении налогового контроля, как правило, находят свое закрепление в методиках проведения конкретных форм налогового контроля.

В настоящее время для оценки эффективности налогового контроля налоговые органы применяют в качестве основного показателя коэффициент общей эффективности, равный отношению суммы, взысканной из дополнительно начисленных в расчете на одного работника, к сумме, затраченной на одного работника:

Кэф = Вз / З,

где Вз - сумма, взысканная из дополнительных начислений в расчете на одного работника;

З - сумма затрат на одного работника.

Исследование данного коэффициента позволяет сделать вывод о том, что если не будет взысканий из дополнительных начислений, то работа налоговых органов будет неэффективна. Поэтому он может применяться при оценке эффективности налогового контроля только в системе с другими показателями. [21, с 156]

Налоговыми органами для оценки эффективности налогового контроля разработана совокупность показателей.

Анализ соотношения численности специалистов инспекции, занимающихся основной деятельностью, и налогоплательщиков, состоящих на учете, проводится с помощью показателя нагрузки на одного специалиста

Н = К / Ч · 100%,

где К - количество налогоплательщиков, стоящих на учете;

Ч - численность специалистов по основной деятельности. [4]

Для оценки количества проведенных проверок рассчитывается коэффициент охвата налогоплательщиков выездными проверками:

К0 = КП / К · 100%,

где К - количество налогоплательщиков, стоящих на учете;

КП - количество налогоплательщиков, которые проверялись в исследуемом периоде. При анализе данного показателя учитывается нагрузка на одного специалиста инспекции. Значение данного показателя рассматривается по отношению к значению аналогичного показателя предыдущего периода. [8, с. 260]

Для оценки нагрузки на одного работника налогового органа рассчитывается показатель количества проверок на одного сотрудника:

КПС = П / Ч · 100%,

где П - количество проведенных проверок;

Ч - численность специалистов по основной деятельности инспекции [5].

Последние два показателя необходимо использовать в совокупности с коэффициентом результативности проверок, который равен отношению количества проверок, в которых выявлены нарушения, к общему количеству проведенных проверок:

Кр = Р / П · 100%,

где П - количество проведенных проверок;

Р - количество проверок, в которых выявлены нарушения. [20, с. 134]

При оценке результативности проверок используется также показатель результативности проверок на одного специалиста, который равен отношению количества проверок, в которых выявлены нарушения, к численности специалистов основной деятельности:

КРС = Р / Ч · 100%,

где Р - количество проверок, в которых выявлены нарушения;

Ч - численность специалистов по основной деятельности.

Для оценки эффективности налогового контроля значение последних двух коэффициентов должно учитываться в совокупности со значением коэффициента охвата. Нельзя делать выводы об эффективном результате налогового контроля, когда при высоком коэффициенте охвата и высоком значении количества проверок на одного специалиста, может быть нулевой коэффициент результативности. Значение коэффициента результативности должно рассматриваться в динамике по отношению к аналогичному показателю предыдущего периода. Снижение значения КПС не может являться прямым подтверждением снижения результативности налогового контроля в целом. [20, с. 68]

Страницы: 1 2 3

Познавательно о финансах:

Бюджетный дефицит и его влияние на развитие экономики страны
Одним из важнейших индикаторов состояния экономической конъюнктуры является уровень бюджетного дефицита. Дефицит бюджета равен сумме совокупных государственных расходов за вычетом налоговых поступлений в бюджет T: (G + N + F ) – T (1) Но если принять N=0 и вспомнить, что государственные расходы рав ...

Система валютных курсов
Для количественного определения валютного курса используется валютная котировка (котировать – от фр. coter - метить). Валютная котировка – это способ установления и публикации курса иностранной валюты. В международной практике используются два способа котировки иностранной валюты – прямая и косвенн ...

Доходы, освобождаемые от налогообложения
Пунктом 2 статьи 138 НК определены доходы, освобождаемые от налогообложения налогом на прибыль. В частности, при определении валовой прибыли не учитываются доходы от операций со следующими ценными бумагами: - государственными ценными бумагами, выпускаемыми Министерством финансов Республики Беларусь ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.mayaci.ru