Налоговая система РФ в современных условиях

Экономика и финансы » Реформирование налоговой системы Российской Федерации » Налоговая система РФ в современных условиях

Страница 1

Переход к рыночным отношениям потребовал усиления значения налогов как одного из главных инструментов государственного регулирования экономики при замене метода прямых директивных воздействий на нее, а также регулирующей функции в области социальной политики, культуры, науки, других сферах жизни общества.

Все это выразилось в существенном изменении правовых норм, регулирующих налогообложение физических и юридических лиц, в круге субъектов налоговых правоотношений, в статусе налогоплательщиков, в их ответственности за налоговые правонарушения, а также в структуре налогового права, действующего в Российской Федерации в современных условиях.

Отметим наиболее значительные из этих изменений.

Прежде всего, была реформирована сама система налогов. Из прежней системы в нее было включено значительно большее число платежей.

Но в настоящее время в налоговой системе явно преобладает фискальная направленность, хотя это и не привело к достаточности средств в государственной казне, а регулирующая и стимулирующая функции налогов проявляются все еще недостаточно.

При формировании российской налоговой системы был широко использован опыт зарубежных стран с развитой рыночной экономикой.

Разнообразились и выросли численно налоги с населения, увеличились их поступления в государственную казну. Появились новые налоги, взимаемые с граждан, - налоги с различных видов имущества: налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, налоги, исчисляемые в дорожные фонды и другие. Расширена сфера применения сохранившегося подоходного налога с физических лиц, она охватила разнообразные стороны деятельности граждан, в том числе развивающуюся предпринимательскую деятельность.

Унифицирована система налогов, установленных для предприятий. Она теперь не зависит от формы собственности, на которой основано предприятие.

В связи с появлением в финансовой системе России новых звеньев в виде государственных и муниципальных целевых фондов (внебюджетных и бюджетных) установлены налоговые платежи специально для зачисления в эти фонды – дорожные, экологические и другие.

Установлен ряд налогов в качестве общих для физических и юридических лиц (земельный налог, налог с владельцев транспортных средств и другие).

Новое законодательство разграничило налоги по трем уровням, выделив налоги федеральные, субъектов Федерации и местные. Они находятся в распоряжении органов власти соответствующего уровня и по принадлежности обеспечивают формирование самостоятельной финансовой базы бюджетов.

Механизм системы налогообложения, позволяющий регулировать народное хозяйство экономическими, а не административно-командными методами, требует еще существенной отработки, учета особенностей переходного к рыночным отношениям периода, своеобразия хозяйственных связей в стане, и будет проверен временем. В последующие годы должно произойти развитие налоговой реформы с учетом накопленного опыта и состояния экономики страны. Существенную роль в этом призвано сыграть принятие второй части Налогового кодекса.

Принципы построения налоговых систем в целом не однозначны и во многом зависят от приверженности правительства к той или иной экономической теории. Тем не менее, эти принципы носят всеобщий характер, хотя и имеют в разных странах отличительные черты, связанные с различной трактовкой некоторых понятий и положений.

Принципы российской налоговой системы можно представить следующим образом.

1.Налоги и сборы, носящие налоговый характер, в отличие от заемных средств изымаются государством у налогоплательщиков без каких-либо обязательств перед ними. Поэтому налоги носят принудительный и обязательный характер.

2.Различия в налогах зависят от характера облагаемых доходов и расходов. Природа этих доходов и расходов лежит в основе классификации налогов. Налоги могут взиматься:

на рынке товаров или факторов производства;

с продавцов товара или покупателей;

с домашних хозяйств или компаний;

с источника дохода или со статьи расходов.

3.Налоги должны по возможности не оказывать влияния на принятие различными лицами экономических решений или такое влияние должно быть минимальным.

4.При использовании налоговой политики для достижения социально-экономических целей необходимо свести к минимуму нарушение принципа равенства и справедливости налогообложения.

5.Налоговая структура должна способствовать использованию налоговой политики в целях стабилизации и экономического роста страны.

6.Налоговая система должна быть справедливой, не допускать произвольного толкования, быть понятной налогоплательщикам.

Страницы: 1 2

Познавательно о финансах:

Элементы налога
Каждый установленный налог (сбор) характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога (сбора). Элементы налога: • объект налогообложения; • налоговая база; • налоговый период; • налоговая ставка; • порядок исчисления налога; • порядок и сроки уплаты налога; • льготы по налогу ...

Инвестиционный проект мероприятий по повышению рентабельности производства
В процессе анализа финансово-хозяйственной деятельности КПТУП «Мозырский городской молочный завод» мы выявили ухудшение производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Так же мы установили, что в этих условиях дальнейшее простое (при той же себестоимости) увеличение объемов производства на ...

Заемные источники финансирования предприятия
Российские банковские кредиты. Кредит может быть предоставлен в денежной или товарной форме на условиях срочности, платности, возвратности и материальной обеспеченности. Основная сумма долга по полученному займу или кредиту учитывается организацией-заемщиком в соответствии с условиями договора займ ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.mayaci.ru