Очевидно, что в мировой практике формирования государственного долга преобладает последний принцип – это вызвано, как отмечается многими авторами, конъюнктурными интересами правящей элиты, чаще всего в странах с демократической формой правления, где периодически проводятся выборы и часто сменяются администрации. Ведь в целях удержания власти её избранникам просто и во благо избирателей принято решение о кредитном финансировании дополнительных расходов бюджета. А решение об обслуживании государственного долга за счёт средств налогоплательщиков при сокращении иных расходов бюджета чревато для руководства страны опасностью ухудшения общественного мнения о работе правительства.
Практика экономической политики государства показывает, что многие современные экономисты-практики ориентируются на следующие теоретические положения:
– в краткосрочном периоде государственные заимствования позволяют обеспечить финансирование непредвиденных расходов, а также устранить кассовые разрывы бюджета, сохраняя при этом сложившийся уровень налогообложения;
– в рамках антициклической экономической политики, поддержание реального сектора экономики в условиях спада экономики оправданы государственные заимствования в целях расширения уровня государственных расходов;
– кредитное финансирование государственных расходов в условиях дефицитности бюджета надёжно как элемент таргетирования инфляции;
– при формировании долгосрочной концепции экономического развития государства государственный долг – явление, безусловно, негативное, вытесняющее частные инвестиции (внутренний долг) и обременяющее экономику страны (внешний долг).
Поскольку экономисты-практики при реализации государственной экономической политики, как правило, уверены в её успешности, т.е. в том, что темпы экономического роста будут превышать реальную процентную ставку по государственным заимствованиям, то негативные в долгосрочном плане последствия долгового бремени во внимание не принимаются. Поэтому экономику большинства развитых демократических стран характеризует значительный размер государственного долга (см. таблицу).
Консолидированный государственный долг в международном сравнении
категория |
год |
Евросоюз |
Япония |
США |
Профицит (+), % национального ВНП Дефицит (–) |
1995 1998 1999 2000 |
-5,2 -1,6 -0,7 +1,2 |
-3,5 -10,0 -7,0 -8,6 |
-3,1 +0,3 +1,0 +2,3 |
Государственный долг, % национального ВНП |
1995 1998 1999 2000 |
70,1 68,9 68,0 64,1 |
73,9 94,1 101,7 108,8 |
74,5 68,9 65,7 60,1 |
Номинальный ВНП на душу населения по паритету потребительской корзины, в евро |
1998 2000 |
21 283 22 618 |
23 880 24 332 |
30 588 34 544 |
Государственный долг на душу населения, в евро |
1998 2000 |
13 851 14 476 |
31 947 41 126 |
14 389 13 451 |
Анализ таблицы показывает, что в странах зон валюты евро, доллара США и иены несмотря на устанавливаемые ограничения на заимствования ощутимо бремя государственного долга.
Маастрихтские конвергенционные критерии, по сути, первая в рамках Европы попытка воспрепятствования развитию государственного долга. Речь идёт о двух рекомендованных ограничениях – 3% ВВП для ежегодного бюджетного дефицита и 60% ВВП для государственного долга. Это означает, что рост государственного долга не должен превышать установленных пограничных значений. Если в стране наблюдается рост ВВП, то в пределах этого роста правительство вправе развивать государственный долг до пограничных значений и тогда, когда они были достигнуты в прошлые годы. Данная ситуация выглядит наоборот в случае спада экономики. При уменьшении ВВП необходимо соответственно снизить уровень государственного долга для соблюдения принятых критериев.
Познавательно о финансах:
Анализ движения финансов предприятия
Движение денежных средств - необходимое условие деятельности предприятий, так как они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки и реализации продукции. Результаты анализа финансовых результатов предприятия должны быть согласованы с общей ...
Направления развития
предприятия
Основные направления развития предприятия: 1. Сохранение лидерства на автомобильном рынке России и обновление модельного ряда: ОАО «АВТОВАЗ» останется лидером российского рынка легковых автомобилей, производя модели сегментов B, С, MPV B, CDV, SUV-B, SUV-C. Полное обновление модельного ряда планиру ...
Правовые основы функционирования органов казначейства
Правовой основой деятельности органов казначейства являются нормативные и законодательные документы. Такие как: Конституция РФ; Постановление Правительства РФ от 01/12/2004 №703 "О Федеральном казначействе"; Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные кодексы. Иные нормативные документы ...