Особенности государственного долга в Республике Беларусь, способы его сокращения

Экономика и финансы » Государственный долг как важнейший элемент финансовой системы общества » Особенности государственного долга в Республике Беларусь, способы его сокращения

Страница 2

Условия выпуска и обращения государственных долговых обязательств регулируются постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.

Право привлечения заёмных средств у юридических и физических лиц от лица Совета Министров Республики Беларусь принадлежит только Министерству финансов Республики Беларусь.

Долги местных органов власти не входят в состав внутреннего государственного долга Республики Беларусь, а порядок управления им и их обслуживания регулируются решениями местных Советов депутатов.

Советом Министров Республики Беларусь либо по его решению Министерством финансов Республики Беларусь ведётся реестр внутреннего государственного долга, а также реестр долгов местных органов власти.

Местные органы власти представляют указанным органам необходимые сведения для ведения реестра долгов местных органов власти.

Законом о бюджете страны на очередной год устанавливается определённый лимит прироста внутреннего государственного долга, в процентах к валовому внутреннему продукту.

По данным Министерства финансов Республики Беларусь, внутренний государственный долг страны в 2002–2006 гг. был относительно небольшой – 4–6% к валовому внутреннему продукту.

Некоторые экономисты утверждают, что рост внутреннего долга не может привести к банкротству страны, так как это долг самим себе. Кроме того, государство всегда имеет возможность профинансировать его путём повышения налоговых и неналоговых платежей в бюджет, путём выпуска денег, рефинансирования. Однако существуют и негативные последствия роста внутреннего долга. Увеличение внутреннего долга особенно опасно для страны с низким уровнем доходов, следовательно, и сбережений. Покупка населением, субъектами хозяйствования государственных ценных бумаг является альтернативой инвестированию свободных денежных средств в производство, поэтому наращивание быстрыми темпами выпуска государственных ценных бумаг может привести к сокращению основного капитала.

Другая опасность связана с тем, что государство, продавая ценные бумаги, конкурирует на рынке ссудного капитала с частным сектором. В результате конкуренции ставка ссудного процента повышается, что ведёт к сокращению частных инвестиций в экономику страны, чистого экспорта и частично потребительских расходов.

Негативным последствием роста внутреннего долга является и увеличение суммы процентных выплат по нему.

Внешний государственный долг Республики, как отмечалось выше, это общая сумма основного долга страны по внешним государственным займам на определённый период времени. Республика Беларусь несёт безусловные обязательства по погашению внешнего государственного долга.

Размер внешнего государственного долга постоянно меняется в результате ежегодных операций по получению новых займов, изменения условий их предоставления, а также погашения ранее полученных средств, уплаты дохода по долговым обязательствам. Для того, чтобы государственный долг не повышался, парламент ежегодно законом о государственном бюджете на очередной год устанавливает лимит внешнего долга. В 1996–2007 гг. по плану он не превышал 2 млрд дол. США. Фактически в указанные годы он был значительно меньше (0, 8–1, 2 млрд. дол. США). В 2004–2006 гг. наблюдается снижение внешнего государственного долга страны. В 2006 г. Республика Беларусь имела внешний государственный долг в сумме чуть больше 1 млрд. дол. США. По словам Президента страны А.Г. Лукашенко, ни одна из стран СНГ не имела такого низкого внешнего государственного долга.

Страницы: 1 2 3 4 5

Познавательно о финансах:

Выявление резервов увеличения прибыли предприятия
Резервы роста прибыли - это количественно измеримые возможности ее увеличения за счет роста объема реализации продукции, уменьшения затрат на ее производство и реализацию, недопущения вне реализационных убытков, совершенствование структуры производимой продукции. Резервы выявляются на стадии планир ...

Налоговая система Германии
В США, ряде европейских стран федеральные налоги поступают в федеральный бюджет, местные налоги – в местный бюджет и т.д. Перераспределение финансовых ресурсов осуществляется сверху вниз путем субсидий вышестоящих бюджетов в виде дотаций. Иначе обстоит дело в Германии, наиболее крупные налоговые ис ...

Состояние современной валютной системы
Экономическая ситуация в стране в 2009 г., особенно в первом полугодии, характеризовалась сокращением производства практически во всех видах экономической деятельности и снижением внутреннего спроса, как инвестиционного, так и потребительского. Федеральный бюджет сведен с дефицитом. Инфляция в перв ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.mayaci.ru