Виды и оценка рентабельности

Экономика и финансы » Финансовый анализ предприятия » Виды и оценка рентабельности

Рентабельность — это показатель, характеризующий экономическую эффективность. Экономическая эффективность — относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами, использованными для достижения этого эффекта.

Существует множество коэффициентов рентабельности, использование каждого из которых зависит от характера оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия. От этого в первую очередь зависит выбор оценочного показателя (прибыли), используемого в расчетах. Зачастую используется четыре различных показателя: валовая прибыль (стр. 050 формы 2), операционная прибыль (стр. 100 формы 2), прибыль до налогообложения (стр. 170 формы 2), чистая прибыль (стр. 220 формы 2).

В зависимости от того, с чем сравнивается выбранный показатель прибыли, выделяют три группы коэффициентов рентабельности:

- рентабельность инвестиций (капитала);

- рентабельность продаж;

-рентабельность производства.

Рентабельность инвестиций (капитала)

В этой группе коэффициентов рентабельности рассчитывается два основных коэффициента: рентабельность совокупного капитала и рентабельность собственного капитала.

Рентабельность совокупного капитала (RОА).

Этот коэффициент рассчитывается следующим образом: RROA = (формула 2.1.1.)

Показатель рентабельности собственного капитала представляет интерес прежде всего для инвесторов. Рентабельность собственного капитала (RОЕ) рассчитывается по формуле: RROE = (ф. 2.1.2.)

Этот показатель представляет интерес для имеющихся и потенциальных собственников и акционеров. Показатель рентабельности собственного капитала показывает, какую прибыль приносит каждая инвестированная собственниками капитала денежная единица.

Он является основным показателем, используемым для характеристики эффективности вложений в деятельность того или иного вида.

Рентабельность продаж

При оценке рентабельности продаж на основе показателей прибыли и выручки от реализации рассчитываются коэффициенты рентабельности по всей продукции в целом или по отдельным ее видам. Как и в случае с рентабельностью капитала, существует множество показателей оценки рентабельности продаж, многообразие которых обусловлено выбором того или иного вида прибыли. Чаще всего используется валовая, операционная или чистая прибыль. Соответственно рассчитываются три показателя рентабельности продаж.

Валовая рентабельность реализованной продукции: RGPM = (ф. 2.1.3.).

Коэффициент валовой прибыли доказывает эффективность производственной деятельности предприятия, а также эффективность политики ценообразования.

Операционная рентабельность реализованной продукции: ROIM = (ф.2.1.4.)

Операционная прибыль — это прибыль, остающаяся после вычета из валовой прибыли административных расходов, расходов на сбыт и прочих операционных расходов. Этот коэффициент показывает рентабельность предприятия после вычета затрат на производство и сбыт товаров.

Показатель операционной рентабельности является одним из лучших инструментов определения операционной эффективности и показывает способность руководства предприятия получать прибыль от деятельности до вычета затрат, которые не относятся к операционной эффективности. При рассмотрении этого показателя совместно с показателем валовой рентабельности можно получить представление о том, чем вызваны изменения рентабельности. Если, например, на протяжении ряда лет валовая рентабельность существенно не изменялась, а показатель операционной рентабельности постепенно снижался, то причина кроется, скорее всего, в увеличении расходов по статьям административных и сбытовых расходов.

Чистая рентабельность реализованной продукции:

RNPM = = (ф. 2.1.5.) В отечественной практике чаще всего используется именно показатель чистой рентабельности реализованной продукции. Неизменность на протяжении какого-либо периода показателя операционной рентабельности с одновременным снижением показателя чистой рентабельности может свидетельствовать либо об увеличении финансовых расходов и получении убытков от участия в капитале других предприятия, либо о повышении суммы уплачиваемых налоговых платежей. Этот коэффициент показывает полное влияние структуры капитала и финансирования компании на ее рентабельность.Рентабельность производственной деятельностиЗдесь можно выделить два основных показателя – чистая рентабельность производства и валовая рентабельность производства. Данные показателя показывают, сколько предприятие имеет прибыли с каждой гривны, затраченной на производство продукции. Они рассчитываются следующим образом.Валовая рентабельность производства: RПВ = (ф.2.1.6.) Валовая рентабельность производства представляет собой отношение валовой прибыли к себестоимости продукции и показывает, сколько гривен валовой прибыли приходиться на гривну затрат, формирующих себестоимость реализованной продукции.Чистая рентабельность производства: RПЧ = (ф.2.1.7.). Показатель чистой рентабельности производства показывает, сколько гривен чистой прибыли приходится на гривну реализованной продукции. По аналогии с показателями рентабельности продаж из двух названных выше показателей рентабельности производственной деятельности боле жестким тестом прибыльности предприятия является показатель чистой рентабельности производства, так как при его расчете применяется чистая прибыль предприятия.Как и в отношениях прочих показателей рентабельности относительно этих можно сказать, что оптимальной является их положительная динамика.

Познавательно о финансах:

Сущность анализа оборотных активов
Рациональное и экономное использование как основных, так и оборотных фондов является первоочередной задачей предприятия. Поэтому необходимо рассмотреть состав, структуру и взаимоотношение оборотных производственных фондов. Оборотные средства являются одной из составных частей имущества предприятия. ...

Закономерности формирования
Центральной категорией валютного рынка является валютный курс. Валютный курс – это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах других стран. Как специфическая денежная категория, он отражает пропорции, соотношение денежных единиц разных стран, а через них – взаимодействие нац ...

Роль неосязаемых активов в формировании результатов деятельности компаний
В последние десятилетия интеллектуальный капитал все больше воспринимается как один из основных активов, на который должно быть обращено внимание менеджмента компаний. Многие специалисты в области стратегического менеджмента полагают, что необходимо ключевое изменение структуры управления с целью п ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.mayaci.ru