Происхождение и сущность денег

Экономика и финансы » Деньги как экономическая категория » Происхождение и сущность денег

Страница 1

С далекой древности известны деньги, появившиеся как результат более высокого развития производительных сил и товарных отношений. Непосредственными предпосылками появлению денег послужили: 1) переход от натурального хозяйства к производству и обмену товаров; 2) возникновение имущественной независимости хозяйствующих субъектов — собственников, производящих товарную продукцию; 3) соблюдение эквивалентности при обмене.

Натуральное хозяйство производило продукт, а не товар, для собственного потребления, обменивались лишь случайно оставшиеся излишки продукта.

При выделении земледелия, скотоводства, а затем ремесел, т.е. при общественном разделении труда, начал происходить постоянный обмен продуктами труда, т.е. движение товара от одного производителя к другому. Это потребовало соизмерения разных по виду, качеству, форме и назначению товаров, т.е. эквивалентности (скот = зерну = топору = холсту).

Соизмерение разных товаров требует единой общей их основы. Такой единой основой для всех товаров является стоимость — общественные затраты труда на их производство и овеществленные в товаре. Именно общественный труд (а не индивидуальный труд отдельного производителя) делает товары, разные по своей полезности, соизмеримыми, меновой стоимости.

При обмене на рынке одного товара на другой общество подтверждает, что они нужны и труд, затраченный на их производство, необходим, а следовательно, эти товары имеют стоимость, которая определяется суммарной стоимостью орудий и предметов труда и вновь созданной живым трудом стоимостью. В связи с тем, что затраченный труд на производство отдельного товара разный, товары имеют различную стоимость. Следовательно, необходимо количественно измерить общественный труд, или стоимость. Так появилось понятие меновой стоимости, т.е. способности товара обмениваться на другие товары в определенных пропорциях. Именно меновая стоимость обеспечивает количественное сравнение товаров (одна овца = одному мешку зерна).

Эволюция обмена товара предполагает развитие форм стоимости:

· простая (случайная) – товар А = товар В;

· развернутая (пример: бартер) – товар А = товар В = товар С;

· всеобщая - товар А, В, С = товар N;

· денежная (эквивалент – один товар, преимущественно металл).

Для превращения денег в товар необходимы следующие условия:

1) общее признание покупателем и продавцом товара - денег, т.е. оба субъекта не могут отказаться при обмене своих ценностей на данный товар - деньги;

2) наличие особых физических свойств у товара - денег, пригодных для постоянной обмениваемости;

3) длительное выполнение товаром - деньгами роли всеобщего эквивалента.

В роли денег выступают разные товары, но более пригодными оказались драгоценные металлы – золото и серебро.

Денежная форма стоимости характеризуется следующими чертами:

1) один товар монопольно выполняет роль всеобщего эквивалента продолжительное время;

2) натуральная форма денежного товара (металла) срастается с его эквивалентной формой, т.е. потребительная стоимость товара - денег внешне скрывается, а остается лишь его всеобщая общественная форма ценности.

Постепенно с переходом от полноценных денег к знакам стоимости и развитием безналичных расчетов деньги утрачивают товарную форму и присущую ей природу — наличие стоимости и потребительной стоимости. Денежные знаки сохраняют лишь меновую стоимость, все больше отличаясь от обычного товара.

Страницы: 1 2 3

Познавательно о финансах:

Значение финансового контроля
Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов. Финансовый контроль - совокупность действий и операций по проверке финансов и связанных с ними других вопросов хозяйственной деятельности экономических субъектов. Для осуществления финансового контроля созданы контрольные ...

Роль неосязаемых активов в формировании результатов деятельности компаний
В последние десятилетия интеллектуальный капитал все больше воспринимается как один из основных активов, на который должно быть обращено внимание менеджмента компаний. Многие специалисты в области стратегического менеджмента полагают, что необходимо ключевое изменение структуры управления с целью п ...

Анализ платежеспособности и ликвидности предприятия
Одним из важнейших показателей, характеризующих финансовое положение предприятия, является его платежеспособность. Платежеспособность предприятия определяется его возможностью и способностью своевременно и полностью выполнять платежные обязательства, вытекающие из торговых, кредитных и иных операци ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.mayaci.ru