Проблемные вопросы организации безналичного денежного оборота и осуществления денежных расчётов

Экономика и финансы » Принципы организации и современное состояние безналичного денежного оборота России » Проблемные вопросы организации безналичного денежного оборота и осуществления денежных расчётов

Страница 2

Клиринг представляет собой систему регулярных безналичных расчетов, основанную на зачетах взаимных требований и обязательств юридических и физических лиц за товары (услуги) и ценные бумаги. Концепция платежей при клиринге позволяет значительно уменьшить баланс платежей и общую сумму обращающихся платежных средств, расширяет сферу безналичного оборота, облегчает управление им. Посредством клиринга упрощаются, удешевляются и ускоряются расчеты, сохраняется имеющаяся денежная (кассовая) наличность и за счет этого повышается уровень прибыльности и ликвидности участников расчетов. Клиринг в банковской сфере может проводиться как внутри страны, так и между странами.

Политика Банка России в сфере совершенствования безналичных расчетов и платежей, в основном отвечает реалиям и процессам, происходящим в современной российской экономике.

Общая культура безналичных расчетов еще очень далека от совершенства, но население постепенно привыкает к ним [8].

В современных условиях самыми перспективными формами безналичных расчетов является аккредитивная форма и расчеты с помощью пластиковых карточек.

В период кризиса очень важны надежность и быстрота проведения платежей. Однако не каждый российский банк в состоянии следовать этим принципам. В условиях кризиса система расчетов здорово буксует из-за недоверия банков друг к другу. Это отражается на всех видах безналичных расчетов. В сегодняшних условиях, когда участники сделок не доверяют друг другу, расчеты с помощью аккредитива являются выходом из тупика. С одной стороны, аккредитив контролирует выполнение договора поставки товаров, а с другой - гарантирует платежи при выполнении всех условий поставки. Однако для масштабного внедрения аккредитива необходима система кредитных линий между банками. Чтобы аккредитивные операции получили распространение в России, необходимо создание соответствующей инфраструктуры. Ее способны создать наиболее мощные банковские расчетные центры (МРЦ), обладающие современными электронными технологиями обработки финансовых документов и разветвленной системой корсчетов.

Рассмотрим, какие стадии обработки проходят документы в банке. Стадии зависят от вида документа, объекта учета, области учета. Например, прохождение платежного поручения по переводу средств контрагенту за поставляемые услуги или товар будет иметь схему, абсолютно отличную от обработки документа по заявке на кредит или заявке на открытие счета.

При этом документ до проводки в систему и получения главного статуса может иметь целый ряд промежуточных статусов, различных как по методу отражения в оперативной отчетности, так и возможности осуществлять с данным статусом определенные операции. Так же к различным статусам документов и стадиям обработки могут быть допущены определенные группы сотрудников в рамках их прав и компетенции – это вопрос администрирования прав в АБС. Расширение стадий обработки и появление новых статусов так же должно быть предусмотрено в АБС.

В АБС существуют различные методы автоматизации создания и обработки документов на всех стадиях, а также получения разного рода отчетности. Например, контакт между операционистом и клиентом может быть не через передачу в офисе документов, а через систему «банк-клиент» (операции клиента, осуществляемые через выделенный канал связи или модемный пул с фиксацией их в АБС) или «интернет-банкинг» (операции осуществляются через интернет-систему). Что, естественно, удобно для клиентов и снижает операционные издержки при обработке. Хотя в свою очередь это и накладывает жесткие требования к АБС, к каналам связи и информационной защите, тем не менее, применение данных средств очень эффективно и в реалиях современного ведения бизнеса уже стало необходимостью. Более того - на рынке появляются все новые средства для мобильного и удаленного управления клиентом своим счетом в банке. А это накладывает на АБС требования возможности расширения средств и протоколов обмена с различными системами.

Описание: Схема прохождения платежного документа клиента

Рисунок 1 Схема прохождения платежного документа клиента

Нельзя обойти вниманием и программно-аппаратные средства по распознаванию документов. Обычно это высокопроизводительные сканеры плюс соответствующее программное обеспечение с возможностью передачи данных непосредственно в АБС. Применение таких систем резко сокращает ручной ввод (исключает стадию ручного ввода документа в систему, оставляя лишь стадию контроля и присвоения документу статуса более высокого уровня).

Страницы: 1 2 

Познавательно о финансах:

Основные предпосылки модели
Как и во всех финансовых теориях, в основу САРМ положен целый ряд допущений, включая в том числе наличие идеального рынка капитала. Они представлены следующим перечнем. 1. Инвесторы производят оценку инвестиционных портфелей, основываясь на ожидаемых доходностях и их стандартных отклонениях за пери ...

Валютная курсовая политика
Любая манипуляция валютным курсом неизбежно складывается на всех основных экономических, финансовых и социальных параметрах развития страны. Очевидна необходимость проведения эффективной политики валютного курса. Несмотря на то, что идеология современного курсообразования в России имеет рыночных ха ...

Особенности организации и управления финансовой устойчивостью на предприятии
Организация и управление финансовой устойчивостью являются важнейшим аспектом работы финансово-экономической службы предприятия и включают целый ряд организационных мероприятий, охватывающих планирование, оперативное управление, а также создание гибкой организационной структуры управления всего пре ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.mayaci.ru