Формирование налоговой политики в Российской Федерации

Экономика и финансы » Налоговая политика и налоговый механизм » Формирование налоговой политики в Российской Федерации

Страница 2

Остроту проблем обоснования ставок миноги ни прибыль отражают дискуссии более чем десятилетней ней давности. Первоначальный проект закона о налогообложении в бывшем СССР в 1990 г. предполагал, что общая сумма налогообложения прибыли предприятия может достигать 60%. В ходе обсуждения эта цифра была уменьшена до 55%. Принятый сессией Верховного Совета закон «О налогах с предприятий, объединений и организаций» утвердил налоговую ставку в размере 45%, при этом предполагалось перечисление 23% в федеральный бюджет, 22% - в местные.

С 1991 г. предусматривалась прогрессивная шкала ставки налога на прибыль исходя из уровня рентабельности. При превышении нормативного уровня рентабельности ставки налога на прибыль возрастали весьма значительно. Например, при превышении установленного норматива свыше 10 процентных пунктов ставка налога возрастала до 90%. Естественно, подобная схема могла иметь право на существование лишь при централизованном ценообразовании. В условиях либерализации цен правомерно с 1991 г. ставка налога была установлена единой на уровне 32%. Особенностью методологических принципов исчисления прибыли для целей налогообложения того периода была жесткая попытка нормирования расходов, учитываемых в себестоимости. Предприятия не могли включить в состав затрат многие виды расходов как текущего, так и капитального характера. Это приводило к налогообложению не только прибыли, но и части затрат предприятий. С учетом сохранения устаревших норм амортизации, ограничений на осуществление ускоренной амортизации, ускоренного роста цен в условиях их либерализации налоговый режим для многих предприятий оказался чрезвычайно жестким, что привело к нарастанию количества убыточных предприятий, резкому сокращению инвестиций.

Нарастание инфляционных тенденций привело к попыткам улучшения финансового положения за счет роста ставок налога на прибыль до 38%. Что характерно для того периода, новые ставки налога на прибыль были приняты даже не с начала календарного года, а со второго квартала. Это свидетельствует о глубине экономического кризиса того периода, а также о весьма низком уровне профессионализма при принятии налоговых решений. В последующем ставка налога на прибыль постепенно снижалась, в настоящее время составляет 24%.

Особенностью налога на прибыль с первых дней его установления стало большое количество льгот. Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что наличие большого количества льгот ведет к снижению эффективности используемого налога, недопоступлению финансовых ресурсов в казну, неравенству налогоплательщиков, злоупотреблениям в хозяйственной жизни. Поэтому вполне правомерной представляется попытка уменьшения количества налоговых льгот, что и закреплено законодательно в Налоговом кодексе РФ.

Наряду с налогом на прибыль весьма дискуссионным был вопрос о введении НДС в российскую налоговую практику. Особенностью экономики бывшего СССР являлось то, что одним из главных источников бюджета был налог с оборота. Достаточно отметить, что в структуре государственных доходов налог с оборота в 1940 г. составлял почти 60%, а в 1990 г. - около 20%. Как известно, плательщиками налога с оборота были практически все предприятия, производящие и реализующие товары, в структуру цены которых был заложен этот налог. Отраслевая структура налога с оборота выглядела следующим образом - тяжелая промышленность (35,6%), пищевая промышленность (23,9%), легкая промышленность (22,1%). Следует иметь в виду, что налог с оборота был не только одним из основных источников доходов бюджета, но и важным ценообразующим фактором в условиях жесткого регулирования цен. Естественно, в условиях перехода к рыночным отношениям возникла проблема поиска альтернативы налогу с оборота. Предлагались различные варианты расширение практики и использования акцизов, повышение ставок подоходного налога и налога на прибыль, введение налога с продаж.

Анализ всех вариантов альтернативных налогов взамен налога с оборота показал, что единственно правильным решением было введение налога на добавленную стоимость. Практика использования этого налога в зарубежных странах, особенно в кризисные периоды, свидетельствует о достаточно высокой его эффективности, дающей большую бюджетную результативность. Среди преимуществ НДС отметим относительную простоту его сбора, нейтральность по отношению к внешнеторговым операциям, широкую и достаточно стабильную базу налогообложения. При разумном построении ставок НДС может обеспечить у населения склонность к сбережению.

Страницы: 1 2 3

Познавательно о финансах:

Место налогового планирования в налоговой политике предприятия
Под налоговым планированием понимают деятельность, направленную на уменьшение налоговых платежей. В то же время, налоговое планирование призвано не только уменьшить налоговые отчисления предприятия, но и стать регулятором финансовой деятельности. Налоговое планирование состоит из нескольких этапов ...

Значение, цели, основные формы и финансирование инвестиций
В переводе с латинского слово «инвестиция» означает вложение. В современном понимании инвестиция означает вложение капитала с целью его увеличения в будущем. При этом увеличение капитала должно компенсировать инвестору отказ от потребления средств, имеющихся в настоящее время, и риск. Это увеличени ...

Финансовые службы предприятий, их роль, задача
Под финансовой службой предприятия понимается самостоятельное структурное подразделение, выполняющее определенные функции в системе управления предприятием. Обычно таким подразделением является финансовый отдел. Его структура и численность зависят от организационно-правовой формы предприятия, харак ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.mayaci.ru