Налоговый механизм в современных условиях

Экономика и финансы » Налоговая политика и налоговый механизм » Налоговый механизм в современных условиях

Страница 1

При формировании налоговой системы в начале 90-х гг. серьезные дискуссии развернулись вокруг платежей за использование природных ресурсов. Отдельные экономисты предлагали существенно усилить роль сырьевого фактора в доходах бюджета. При этом подчеркивалось, что оценка минерально-сырьевого комплекса занижена, что кроме недополучения финансовых ресурсов способствовало их нерациональному использованию. Сама концепция значительного роста доли рентных платежей в доходах бюджета представляется вполне логичной. Недооценка природных ресурсов действительно негативно сказывается и на доходах бюджета, и не способствует их воспроизводству и рациональному использованию.

Вместе с тем в период становления налоговой системы, в условиях острого экономического кризиса не было объективных условий для учета рентных платежей в полном объеме. Усиление налоговой нагрузки за счет учета рентных платежей в полном объеме привело бы к значительному росту цен, разорению многих предприятий. Очевидно, что проведение этой работы поэтапно более целесообразно, доводя учет рентной составляющей в налогах до рыночной стоимости не по всем природным ресурсам одновременно. Возможно установление своеобразного графика упорядочения рентных платежей. При этом надо исходить из того, что сохранятся другие основные налоги - налог на прибыль, косвенные налоги, подоходный налог и др.

Логичным представляется решение о введении с 1 января 2002 г. налога на добычу полезных ископаемых, заменившего три налоговых платежа - плату за пользование недрами при добыче полезных ископаемых, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акцизы на нефть и стабильный газовый конденсат. Введение нового налога не ухудшило, как предполагали отдельные экономисты, положение доходной части бюджета, а улучшило. Так, если в 2001 г. отмененные налоги обеспечивали примерно 7% консолидированного бюджета, то в 2002 г. - около 10%.

В методологическом плане налог на добычу полезных ископаемых в большей мере отвечает своей сути и лучше выполняет задачу по изъятию природной ренты. Вместе с тем в полной мере эта проблема решена только при налогообложении добычи нефти. Механизм изъятия налога построен таким образом, что при расчете налоговой ставки учитывается мировая цена на нефть и поправочный коэффициент, зависящий от отдельных месторождений и конкретных экономических условий. По другим полезным ископаемым налоги не в полной мере учитывают особенности и эффективность месторождений.

Относительно новым налогом для отечественной практики стал подоходный налог. Следует напомнить, что и зарубежных странах этому налогу принадлежит вед у и до роль в доходах бюджета. Однако длительное отсутствие опыта использования подобного налога привело к тому, что ряд вопросов методического плана приходилось решать в непростых условиях. Возникали и дискуссии по отдельным теоретическим аспектам применения подоходного налога. Одним из нерешенных в теории является вопрос о налогообложении доходов или расходов. Были высказывания отдельных экономистов о том, что более предпочтительной является система, при которой отсутствует подоходный налог, а налоги строятся в привязке к потреблению. Продолжающиеся дискуссии в зарубежных странах, попытки провести эксперименты по введению налога на расходы показывают, что более предпочтительным является использование подоходного налога, в том числе и в условиях переходной экономики. Именно доход представляется объективной основой и базой личного обложения граждан.

Один из основных дискуссионных вопросов - шкала подоходного налога. На протяжении многих лет не утихают споры о том, какой налог лучше - пропорциональный или прогрессивный? Опыт развития подоходного налогообложения на протяжении многих веков свидетельствует о том, что первоначально многие страны пытались устанавливать единую шкалу для всех доходов, так называемая «десятина». В последующем главенствовал подход, согласно которому государства пытались строить прогрессивные налоги с весьма глубокой дифференциацией ставок. Чрезвычайно высоких уровней ставки подоходного налога достигли в первые годы после Второй мировой войны. Начиная с определенного уровня дохода ставки налога и США и во многих европейских странах достигали 90%. В 80 90-е гг. наметилась общая тенденция уменьшения количества ставок подоходного налога и снижения максимальных ставок.

Страницы: 1 2

Познавательно о финансах:

Перспективы совершенствования казначейской технологии исполнения бюджетов
Основной задачей Федерального казначейства в соответствии с ориентирами, установленными Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов, остается постоянное повышение качества выполняемых государственных функций через максимальную автоматизацию процессов, ...

Налоговая проверка как основной вид налогового контроля
Налоговая проверка это основной инструмент контрольной работы налоговых органов, который позволяет более основательно проверить правильность уплаты налоговых платежей и исполнение плательщиком налогов иных обязанностей, которые возлагаются на него налоговым законодательством. Другие формы налоговог ...

Организация привлечения инвестиций в проекты по использованию отходов лесозаготовок, лесопиления и деревообработки
Одной из принципиальных стратегических задач, стоящих перед лесным комплексом республики, является опережающее привлечение инвестиций в проекты по глубокой переработке мелкотоварной и низкосортной древесины, а также более полное и эффективное использование отходов лесопиления и деревообработки. В н ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.mayaci.ru