Понятие дебиторской задолженности и влияющие на неё факторы

Экономика и финансы » Применение факторинга в управлении дебиторской задолженностью компании » Понятие дебиторской задолженности и влияющие на неё факторы

Страница 3

Рассрочка - способ оплаты товаров или услуг, при котором платёж производится не в полной сумме их стоимости, а по частям. При этом, кредитор, как правило, берёт некоторый процент за предоставление рассрочки. Рассрочка наиболее распространена при продаже розничных товаров в кредит.

Коммерческий кредит играет положительную роль в условиях отсутствия полноценной кредитной системы. Он обеспечивает непрерывность оборота средств в промышленности и торговле. Так, коммерческий кредит сыграл положительную роль в восстановлении народного хозяйства после гражданской войны, в период НЭПа. Он широко применялся не только в частном секторе, но и при продаже продукции государственного сектора.

Любое предприятие в структуре текущих активов имеет дебиторскую задолженность, размер которой зачастую внушителен. Конкуренция и стремление к увеличению объемов реализации продукции вынуждают применять товарный (коммерческий) кредит, то есть продавать свою продукцию с отсрочкой платежа. Однако чрезмерная тяга к расширению рынка сбыта с применением такого способа продаж может спровоцировать неконтролируемый рост дебиторской задолженности и снижение ликвидности. При этом предприятие само рискует стать неплатежеспособным из-за дефицита денежных средств.

Для предприятия предоставление беспроцентного товарного кредита покупателям оправдано только тогда, когда выгода от продаж с отсрочкой платежа будет хотя бы не меньше затрат на такой кредит. Контроль и управление дебиторской задолженностью могут избавить компанию от указанных проблем, а значит, повысить конкурентоспособность организации.

Главная задача в управлении дебиторской задолженностью заключается в построении такой системы принятия решений, которая позволила бы оценивать и сравнивать выгоды и риски при заключении сделок с отсрочкой платежа. Поэтому для достижения оптимальной величины дебиторской задолженности и обеспечения своевременного ее погашения разрабатывается и регулярно пересматривается кредитная политика. Кредитная политика должна соответствовать стратегии развития предприятия и подразумевает решение главных вопросов: каким контрагентам можно предоставлять товарный кредит, а каким нежелательно; на каких условиях и на какой срок предоставляется такой кредит; каков порядок изъятия дебиторской задолженности.

Часто покупатели не имеют возможности своевременно оплатить товар (выполнение работ, оказание услуг) или весь объем закупки, поэтому при заключении сделки кредитные условия необходимо устанавливать индивидуально для каждого из них. Для этого определяются критерии и процедура оценки покупателей для присвоения им кредитного рейтинга[2]. Кредитные рейтинги рассчитываются на основе прошлой и текущей финансовой истории предприятий, а также на основе оценок размера собственности компаний и взятых на себя финансовых обязательств (долгов). От кредитного рейтинга будут зависеть сроки и размеры допустимых сумм кредита для каждой категории клиентов. Кроме того, в кредитной политике должны быть определены размер и порядок определения общего лимита дебиторской задолженности предприятия. Самый простой способ - изучить бухгалтерскую отчетность и юридические документы контрагента для оценки его финансового состояния, а также динамики развития и степени надежности в качестве покупателя. Полезными будут коэффициенты ликвидности, деловой активности и показатели структуры капитала. Однако контрагент может отказаться предоставить бухгалтерскую отчетность, что должно вызвать сомнения в целесообразности предоставления ему товарного кредита. Ведь появившаяся при работе с таким покупателем дебиторская задолженность может стать безнадежной. Намереваясь изучить бухгалтерскую отчетность, следует помнить, что она не всегда может дать правдивую и ясную картину. Поэтому будет не лишним привлечь к этой работе собственную службу безопасности (при ее наличии) и собрать дополнительные сведения, касающиеся контрагента:

· о реальных собственниках;

· наличие или отсутствие проблем в сфере налогообложения;

· наличие или отсутствие судебных споров;

· кредитная история и история бизнеса, внешнеэкономической деятельности;

· о филиалах, представительствах и дочерних предприятиях.

Если соответствующей службы предприятие не имеет, то при больших масштабах предстоящей сделки имеет смысл обратиться за услугами к специальным агентствам для сбора информации о контрагенте.

Затем производится выбор критериев, по которым будет оцениваться кредитоспособность будущих партнёров. Например, общее время работы с данным покупателем и объем сделок с ним; наличие положительных отзывов других организаций, являющихся контрагентами данного покупателя; стабильность выполнения обязательств в предшествующие периоды; оборачиваемость дебиторской задолженности; размеры и сроки просроченной дебиторской задолженности; финансовое состояние покупателя.

Предприятие самостоятельно определяет значимые для него показатели и вес каждого из них. Отбор наиболее значимых критериев оценки и определение их веса могут быть произведены коллегиально участниками процесса. Оценка выбранных критериев производится по 100-балльной шкале аналитическим отделом или кредитным экспертом. Для этой цели заранее необходимо разработать четкую процедуру со стандартами выставления оценок. Более того, необходимо определить минимальный порог результата. Если оценка рейтинга будет ниже этого минимума, то данный контрагент признается ненадежным.

Страницы: 1 2 3 4

Познавательно о финансах:

Анализ платежеспособности и кредитоспособности предприятия
Одним из показателей, характеризующих ФСП, является его платежеспособность, т. е. возможность наличными ресурсами своевременно погасить свои платежные обязательства. Анализ платежеспособности необходим для предприятия с целью оценки и прогнозирования финансовой деятельности, но и для внешних инвест ...

Анализ формирования прибыли
Значение прибыли для совершенствования и расширения производства ни у кого не вызывает сомнения. Прибыль является одной из основных целей хозяйственной деятельности и основным показателем эффективности хозяйствующего субъекта за определенный период. В экономической теории проблема прибыли анализиро ...

Отчет о прибылях и убытках и его использование в анализе
Отчет о прибылях и убытках содержит сравнение суммы всех доходов предприятия от продажи товаров и услуг или других статей доходов и поступлений с суммой всех расходов, понесенных предприятием для поддержания его деятельности за период с начала года. Результатом данного сравнения является балансовая ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.mayaci.ru