Возникновение и развитие налогообложения, функции, выполняемые налогами

Экономика и финансы » Налогообложение предпринимательской деятельности в России » Возникновение и развитие налогообложения, функции, выполняемые налогами

Страница 2

- права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

- формы и методы налогового контроля;

- ответственность за совершение налоговых правонарушений;

- порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Современный период функционирования промышленных предприятий в Российской Федерации - это период изменения внешней среды хозяйствования, заключающийся в ужесточении конкурентной борьбы в результате разразившегося финансового кризиса во всех отраслях промышленности. Наличие высоких транзакционных издержек ведения бизнеса, основная доля которых приходится на налоговое администрирование, имеющее сложную структуру и методологию взимания налоговых и иных приравненных к налогам платежей, требует формирование адекватной налоговой политики со стороны предпринимательских кругов.

Результативность налогового регулирования с государственной позиции можно оценивать по степени достижения выполнения поставленных задач, используя следующие критерии:

- рост доходов бюджета;

- улучшение финансовых результатов деятельности предприятий;

- динамика инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов;

- выравнивание уровней развития регионов;

- повышение благосостояния граждан.

Налоги выступают необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства сопровождается преобразованием налоговой системы. В соответствии с Налоговым кодексом РФ:

- под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований;

-под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)[2].

«Сущность налогов заключается в изъятии государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:

- работники, своим трудом, создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;

- хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей формируются финансовые ресурсы государства. Финансовые отношения государства, хозяйствующих субъектов и наемных работников начинаются в момент образования первичных доходов в сфере производства товаров и услуг»[3].

Для субъектов хозяйствования первичным доходом является валовая прибыль, для работников - оплата труда, для государства - налоги и сборы, которые выступают регулятором национальной экономики и условий хозяйствования. Таким образом, налоги олицетворяют часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых для выполнения прямых функций - социальной, оборонной, правоохранительной, природоохранной и др.

Различия в социально-экономическом развитии субъектов нашей страны, демографической ситуации и экологической обстановке требуют соответствующего учета в финансово-бюджетном механизме. Поэтому часть налоговых поступлений, аккумулируемых в федеральном бюджете, путем бюджетного регулирования перераспределяется между нижестоящими бюджетами - региональными и местными. Следовательно, посредством налогообложения осуществляется также взаимодействие бюджетов всех уровней в единой бюджетной системе государства.

Налоги выполняют несколько функций. Функция налога - это проявление его сущности в действии, показывает, каким образом реализуется общественное назначение налогов как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. В налогах непосредственно реализуется их социальное назначение как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства. Функции налогообложения, в каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов, взаимодействуя, образуют систему. В современной системе налогообложения налоги выполняют следующие основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую, контрольную, поощрительную.

Страницы: 1 2 3 4

Познавательно о финансах:

Аккредитивная форма расчётов
Сфера применения аккредитивной формы расчётов недостаточно широка, её удельный вес в структуре форм безналичных расчётов относительно невелик, но стабилен как в условиях административно-командной экономики, так и рыночной. Сущность аккредитивной формы расчётов состоит в том, что плательщик поручает ...

Методика оценки производственных затрат на предприятии
Сегодня одним из факторов успеха и конкурентоспособности компаний являются инновационные продукты. Производители во многих отраслях уже не могут продавать огромные партии стандартных изделий, полагаясь на относительно стабильные рынки и технологии. Современные рынки являются изменчивыми, а технолог ...

Постулаты фундаментального анализа
Основополагающими подходами при проведении фундаментального анализа являются: Традиционный - подход "сверху вниз" (Top-Down Approachto Investing): начинается с макроэкономического анализа, затем следует анализ состояния отрасли, а потом переходят к микроэкономическому анализу (анализу сос ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.mayaci.ru