Возникновение и развитие налогообложения, функции, выполняемые налогами

Экономика и финансы » Налогообложение предпринимательской деятельности в России » Возникновение и развитие налогообложения, функции, выполняемые налогами

Страница 2

- права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

- формы и методы налогового контроля;

- ответственность за совершение налоговых правонарушений;

- порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Современный период функционирования промышленных предприятий в Российской Федерации - это период изменения внешней среды хозяйствования, заключающийся в ужесточении конкурентной борьбы в результате разразившегося финансового кризиса во всех отраслях промышленности. Наличие высоких транзакционных издержек ведения бизнеса, основная доля которых приходится на налоговое администрирование, имеющее сложную структуру и методологию взимания налоговых и иных приравненных к налогам платежей, требует формирование адекватной налоговой политики со стороны предпринимательских кругов.

Результативность налогового регулирования с государственной позиции можно оценивать по степени достижения выполнения поставленных задач, используя следующие критерии:

- рост доходов бюджета;

- улучшение финансовых результатов деятельности предприятий;

- динамика инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов;

- выравнивание уровней развития регионов;

- повышение благосостояния граждан.

Налоги выступают необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства сопровождается преобразованием налоговой системы. В соответствии с Налоговым кодексом РФ:

- под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований;

-под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)[2].

«Сущность налогов заключается в изъятии государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:

- работники, своим трудом, создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;

- хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей формируются финансовые ресурсы государства. Финансовые отношения государства, хозяйствующих субъектов и наемных работников начинаются в момент образования первичных доходов в сфере производства товаров и услуг»[3].

Для субъектов хозяйствования первичным доходом является валовая прибыль, для работников - оплата труда, для государства - налоги и сборы, которые выступают регулятором национальной экономики и условий хозяйствования. Таким образом, налоги олицетворяют часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых для выполнения прямых функций - социальной, оборонной, правоохранительной, природоохранной и др.

Различия в социально-экономическом развитии субъектов нашей страны, демографической ситуации и экологической обстановке требуют соответствующего учета в финансово-бюджетном механизме. Поэтому часть налоговых поступлений, аккумулируемых в федеральном бюджете, путем бюджетного регулирования перераспределяется между нижестоящими бюджетами - региональными и местными. Следовательно, посредством налогообложения осуществляется также взаимодействие бюджетов всех уровней в единой бюджетной системе государства.

Налоги выполняют несколько функций. Функция налога - это проявление его сущности в действии, показывает, каким образом реализуется общественное назначение налогов как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. В налогах непосредственно реализуется их социальное назначение как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства. Функции налогообложения, в каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов, взаимодействуя, образуют систему. В современной системе налогообложения налоги выполняют следующие основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую, контрольную, поощрительную.

Страницы: 1 2 3 4

Познавательно о финансах:

Оценка эффективности лизинговых операций
Лизингом признается специфическая операция, предусматривающая инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых ресурсов в приобретение имущества с последующей передачей его клиенту на условиях аренды. В структуре арендных операций лизинг занимает особое место, поскольку представляет со ...

Структура финансовой службы
Правильно построенная структура финансовой службы обеспечивает эффективное выполнение поставленных перед нею задач. Структура финансовой службы компании должна отвечать целому ряду требований. Во-первых, функции ее подразделений не должны дублироваться. Это позволяет более оперативно обрабатывать и ...

Регулирование института банкротства в мировой практике
В результате развития современного законодательства о банкротстве было создано несколько его различных моделей: радикально прокредиторская (закон РФ 1998 г.), умеренно прокредиторская (английская, закон РФ 2002 г.), нейтральная (американская), умеренно продебиторская (германская), радикально продеб ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.mayaci.ru