Возникновение и развитие налогообложения, функции, выполняемые налогами

Экономика и финансы » Налогообложение предпринимательской деятельности в России » Возникновение и развитие налогообложения, функции, выполняемые налогами

Страница 3

Фискальная функция является основной функцией налогообложения. Посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов - формирование и мобилизация в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными по отношению к этой.

Распределительная функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп населения сглаживается неравенство между ними и достигается социальное равновесие, происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан. Примером реализации распределительной функции являются акцизы, устанавливаемые на отдельные виды товаров, в первую очередь предметов роскоши; механизмы прогрессивного налогообложения.

Регулирующая функция налогов направлена в первую очередь на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства. Указанная функция налогообложения подразделяется на следующие подфункции:

- стимулирующую подфункцию, которая направлена на поддержку развития тех или иных экономических явлений и реализуется через систему льгот и освобождений (например, малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т.д.);

- дестимулирующую подфункцию, которая направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов. Это проявляется путем введения повышенных ставок налогов (например, для игрового бизнеса), установления налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин, акцизов и др.;

- воспроизводственную подфункцию, которая предназначена для аккумулирования средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводстве минерально-сырьевой базы, плата за воду и т.д.

Контрольная функция налогообложения служит для контроля государства за результатами финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и достоверно сформированными расходами. Благодаря денежной оценке налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в объеме финансовых ресурсах. На основе контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы и обеспечивается контроль над видами деятельности и финансовыми потоками предприятий.

Поощрительная функция налогообложения отражает признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам Великой Отечественной войны, Героям Советского Союза и России, ветеранам боевых действий и т.д.).

В рамках сбалансированной и отлаженной налоговой системы происходит увязка в единое целое всех перечисленных основных функций налогообложения. Например, фискальная функция реализуется настолько, на сколько этого требует распределительная функция, но при этом стимулирующая функция не создает препятствий для реализации всех функций в будущем.

Алгоритм взаимодействия и взаимосвязи всех перечисленных функций осуществляется по следующей схеме:

Фискальная функция (обеспечение формирование доходов) → Регулирующая функция (поддержка жизнеобеспечения предприятий и общества) → Контрольная функция (оценка эффективности налоговой системы) →Фискальная функция

Фискальная функция налогообложения – наиважнейшая, потому что обеспечивает мобилизацию бюджета страны, в размере, необходимом для финансирования государственных расходов и при этом не подрывает экономическую систему, возможности производства и формирование доходов в дальнейшем.

Заметим при этом, что практически до начала 1930-х гг. фискальная функция являлась единственной присущей налогам, которые, как и другие общественные явления, определенным образом эволюционируют, их глубинное экономическое содержание по мере развития государственного устройства, главными ориентирами которого уже становится обеспечение экономического роста и социального спокойствия, изменяется. Исходя из теорий Дж. М. Кейнса «о встроенных регуляторах» (бюджете и налогах) последние превращаются в универсальные финансовые инструменты экономического регулирования. Частные случаи, когда введение налогов диктуется не фискальными интересами государства, а достижением определенных целей в стимулировании экономического роста, снятии социальной напряженности, улучшении качества жизни населения страны, приобретают черты системного характера. Например, в США, а также в странах ЕС обсуждается и уже частично внедряется идея введения так называемых «зеленых» налогов, призванных как в определенной степени пополнять государственные бюджеты, так и «работать» на охрану природы. В США уже подготовлены ставки восьми «зеленых» налогов (на выбросы углерода, производство бумаги, продажу пестицидов, фреонов, выбросы двуокиси серы и т. д.). Применение этих налогов направлено не на расширение налогооблагаемой базы, а на ее сокращение. В этом случае происходит трансформация функций: на смену фискальной функции налогообложения приходит регулирующая функция.

Страницы: 1 2 3 4

Познавательно о финансах:

Кипр
В конце 2000 года, объем рынка долговых обязательств Кипра составил €3,449 миллионов, составляя 36% от ВВП (2.4.1. рис) [2] 28. Большая часть - 92% или €3,173 миллионов, денежно-кредитные финансовые учреждения - €161 миллионов или 5% от общего объема и нефинансовый и не денежно-кредитный финансовый ...

Финансовый анализ эмитента
Оценивая состояние любого предприятия, приходится анализировать огромное количество различных критериев, от структурных до общеэкономических. Предполагая доступность этих данных, что для российских компаний часто остается желаемым, но не действительным, мы остановимся на основных характеристиках эк ...

Понятие платежного оборота
Предпринимательская деятельность требует соответствующего финансового обеспечения. Источники финансовых ресурсов - собственные и заемные средства. Финансовые ресурсы требуются предприятию на текущие расходы и на капитальные расходы. Подходы к их управлению различны. Практика показывает, что наиболе ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.mayaci.ru