Налоговая политика правительства Российской Федерации на современном этапе

Экономика и финансы » Налогообложение предпринимательской деятельности в России » Налоговая политика правительства Российской Федерации на современном этапе

Страница 1

Налоги, налоговая политика, налоговая система, налогообложение постоянно находятся в центре внимания всего общества в любом государстве, не является исключением и Россия. Термин «налоговая политика» является давно общепринятым и встречается в названиях работ, опубликованных еще в конце XIX - начале XX в.[5]

Налоговая политика (англ. tax policy)— система мероприятий, проводимых государством в области налогов, составная часть фискальной политики. Проведение конкретной налоговой политики связано с реализацией фискальной и регулирующей функций налогов. С помощью централизованных ресурсов государство способствует сбалансированному производству и благоприятным структурным сдвигам, поддерживает социальную сферу и сохраняет политическую стабильность.

Налоговая политика государства отражает степень и цель государственного вмешательства в экономику и изменяется в зависимости от ситуации, являясь составной частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества, социальными группами, стоящими у власти, стратегическими целями, определяющими развитие национальной экономики, и международными обязательствами в сфере государственных финансов.

Задачи налоговой политики сводятся к обеспечению государства финансовыми ресурсами, созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом, сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.

Всю совокупность задач налоговой политики можно условно разделить на 3 основные группы:

- фискальная - мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней для обеспечения государства необходимыми для выполнения его функций финансовыми ресурсами;

- экономическая, или регулирующая,- направлена на повышение уровня экономического развития государства, оживление деловой и предпринимательской активности в стране и международных экономических связей, содействие решению социальных проблем[6].

- контролирующая - обеспечивает контроль за деятельностью субъектов экономики[7].

«Категория налоговой политики во многом является исходной, особенно когда речь идет о правовом регулировании сферы налогов и сборов, а сама она фактически и определяет состояние и параметры налоговой системы, содержание налоговых правоотношений»[8]. Политика имеет множество измерений и характеристик, свойств и проявлений. Реформа налогообложения, проводимая в России в течение нескольких лет, в значительной степени расширила круг реальных налогоплательщиков, напрямую связала их имущественные интересы с размером и способами изъятия в бюджет части доходов физических и юридических лиц. Практически все граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства являются плательщиками налогов. Поэтому недоработки в налоговом законодательстве напрямую связаны с нарушением прав и свобод граждан. Любой элемент налоговой политики, так или иначе, связан с принуждением, поэтому неслучайно в Налоговом кодексе РФ установлено, что «законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения .»[9]. Обязанность уплаты налогов и сборов закреплена в Конституции РФ.

При осуществлении налоговой политики установленные законом правовые нормы реализуются при регулировании, планировании и контроле государственных доходов, формируемых налоговым методом. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика - это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование.

Налоговая политика, проводимая с расчетом на перспективу, - это налоговая стратегия, а на текущий момент - налоговая тактика. Тактика и стратегия неразделимы, если государство стремится к согласованию общественных, корпоративных и личных экономических интересов. Нередко тактические шаги, предпринимаемые руководством государства по координации налогообложения на текущий момент, оказываются экономически не обоснованными. Это не только препятствует реализации налоговой стратегии, но и деформирует весь экономический курс государства.

Налоговое регулирование входит в систему как внутренних, так и внешних функций государства. Осуществление управленческой деятельности в области сбора и распределения денежных средств в целом примыкает к экономической функции государства, однако представляется возможным говорить и о самостоятельной финансовой функции государства. Налоговую политику осуществляет Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и органы исполнительной власти, наделенные соответствующей компетенцией.

Органом, непосредственно ответственным за проведение единой налоговой политики на территории Российской Федерации, является Министерство финансов РФ, а органом, ответственным за ее выработку и осуществление с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов и других обязательных денежных платежей - Федеральная налоговая служба. На это указывают ежегодно представляемое Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Познавательно о финансах:

Анализ и пути улучшения организации собственного капитала
В результате анализа собственного капитала в ОАО «РОСЭНЕРГОАТОМ» нами выявлено, что предприятие занимается производством и реализацией табачных изделий. В курсовой работе были выявлены и обоснованы сущность и понятие капитала, так как при анализе финансового состояния предприятия четко определяется ...

Анализ ликвидности баланса
Он позволит оценить платежные возможности предприятия в долгосрочной перспективе – способность погашать не только краткосрочные, но и долгосрочные обязательства, а также обеспеченность собственными оборотными средствами. Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги групп по активу ...

Состояние внеоборотных активов и реального имущества
Для характеристики состояния внеоборотных активов используются следующие показатели (таблица 9). Коэффициент накопления износа (амортизации) отражает отношение суммы износа по основным средствам и нематериальным активам к сумме первоначальной (восстановительной) их стоимости. Рост этого коэффициент ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.mayaci.ru