Исследование проблем государственного долга на основе его анализа

Экономика и финансы » Анализ государственного долга » Исследование проблем государственного долга на основе его анализа

Страница 2

Следует обратить внимание на то, что бюджетным кодексом зафиксирована предельная величина государственного долга в размере 60% ВВП в странах Европейского Союза в соответствии с Маастрихтским договором. государственный долг источник украина

Но при этом не принимается во внимание тот факт, что указанная величина долга приемлема для государств с развитыми внутренними финансовыми рынками и высокими кредитными рейтингами на международных рынках. В Украине же ориентация на предельный уровень государственного долга, отражен в бюджетном кодексе, не способствует ответственному управлению государственным долгом и несет риск финансовой дестабилизации. Для обеспечения стабильной ситуации в валютно-финансовой сфере и обеспечения платежеспособности государства в среднесрочной перспективе лимит государственного долга Украины следует снизить до уровня 35% от ВВП.

Ориентация долговой политики правительства на указанное ограничение положительно влиять на уровень процентных ставок в экономике, динамику частного инвестирования, создавать надежные основы для снижения темпов инфляции и препятствовать возникновению осложнений в области платежного баланса.

Вместе с тем, следует отметить, что отношение объема государственных долгов к общему валовому внутреннему продукту страны Евросоюза превысило допустимый уровень еще в 2008 году, составив 61,8%, а по итогам 2010 года составил уже около 79%, то есть мировой кризис заставил страны активно привлекать заемные ресурсы.

Если анализировать структуру государственного и гарантированного государством долга в Украине, то следует отметить преобладание в их составе внешнего долга, который несет в себе значительные валютные риски, которые и реализуются в полной мере во время финансового кризиса.

В структуре государственного долга доля внешних заимствований уменьшалась с 75,0% в 2007 до 54,8% в 2011 году, а для гарантированного долга колебалась от 96,6% до 84,5%, что является весьма значительной величиной.

Вообще, о том, каким заимствованиям следует отдавать предпочтение при формировании долговой политики государства, выделяют две теории. Первая теория обосновывает необходимость осуществления внешних заимствований, чтобы вкладывать их в развитие экономики и получать прирост валового внутреннего продукта, в результате чего увеличивается соотношение долг / ВВП, а деньги внутри страны идут на развитие. Эта теория нашла свое применение и является одним из способов развития экономики в большинстве стран мира. Однако при ее воплощении в долговой политике Украины возникает ряд недостатков. Одним из наиболее значимых является бесхозяйственность государства, которая проявляется в неумении вкладывать деньги так, чтобы ВВП рос. Кроме того, возникает валютный риск, ведь деньги приходят по одному курсу, а возвращаться могут за менее выгодным.

Динамика общего государственного долга и ВВП Украины с 2010 по 2013 годы (в млн. грн.):

Показатели

За 2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Государственный долг (всего)

316885

432235

473122

515511

Номинальный ВВП

913345

1082569

1316600

1408889

Соотношение долг/ВВП

34,7 %

39,9%

35,9%

36,6%

ВВП Украины Государственный долг

Вторая теория отдает предпочтение внутренним заимствованиям. Положительным в такой политике является то, что она исключает валютные риски и при этом проценты по обслуживанию государственного долга не будут идти из страны, а оставаться внутри. Также это направление способствует значительному росту в обращении количества облигаций внутренних государственных займов, которые рассматриваются внутренними кредиторами как надежное безрисковое вложения финансовых фондов.

Стоит отметить, что среди внешних заимствований в структуре государственного долга Украины значительный вес занимают займы, предоставленные международными организациями экономического развития (17,6%-29,9%) и зарубежными органами управления (3,0%-13,7%), кредиты которых нередко обусловливается навязыванием дополнительных внешних требований, в том числе - с политическим подтекстом, нарушает экономическую и политическую независимость Украины.

Страницы: 1 2 3

Познавательно о финансах:

Особенности взаимодействия налоговых и правоохранительных органов
Совместным Приказом МВД России и ФНС России от 30 июня 2009г. N 495/ММ-7-2-347 «Инструкция об утверждении порядка взаимодействия между органами внутренних дел и налоговыми органами по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» устанавливается порядок обмена инфо ...

Виды ценных бумаг
Ценная бумага - денежный документ, удостоверяющий право собственности по отношению к лицу, выпустившему эту ценную бумагу. Все ценные бумаги проходят через рынок ценных бумаг. Рынок ценных бумаг расширяет и дополняет систему банковского кредита. На рынке ценных бумаг существует спрос, предложение и ...

Сущность анализа оборотных активов
Рациональное и экономное использование как основных, так и оборотных фондов является первоочередной задачей предприятия. Поэтому необходимо рассмотреть состав, структуру и взаимоотношение оборотных производственных фондов. Оборотные средства являются одной из составных частей имущества предприятия. ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.mayaci.ru