Роль неосязаемых активов в формировании результатов деятельности компаний

Экономика и финансы » Влияние интеллектуального капитала на добавленную стоимость медиакомпаний: эмпирический анализ » Роль неосязаемых активов в формировании результатов деятельности компаний

Страница 3

· существует положительная взаимосвязь между уровнем интеллектуального капитала и результатами деятельности компании;

· на развитых рынках влияние интеллектуального капитала выражено сильнее, чем на развивающихся;

· существует комплементарная связь между составляющими интеллектуального капитала, что выражается во взаимном влиянии, наличии синергетического эффекта, а так же незначимости отдельных элементов вне связи с другими.

Более того, противоречивые данные были получены при тестировании следующих гипотез:

· отдельные составляющие неосязаемых активов оказывают положительное влияние на результаты деятельности компании;

· степень влияния интеллектуального капитала зависит от отрасли, в которой работает компания;

· степень влияния интеллектуального капитала зависит от размера предприятия (Быкова, Молодчик, 2011).

Как видно из Приложения 3, география исследований охватывает как развитые, так и развивающиеся рынки. Среди применяемых методов измерения интеллектуального капитала часто встречается метод интеллектуального коэффициента добавленной стоимости (VAIC). Вместе с тем, стоит отметить, что анализ российских исследований показывает, что для построения моделей влияния интеллектуального капитала на результирующие показатели компаний в основном применяется метод выделения составляющих (факторов) с их характеристикой через количественные показатели в рамках финансовой отчетности фирмы. Так, в работе Гараниной в качестве индикатора человеческого капитала выступает фонд заработной платы, организационный капитал представлен через отношение затрат к количеству сотрудников фирмы, а рыночный – через выручку. Результаты данного исследования определили, что «рыночная стоимость активов российских компаний на 84,29% определяется неосязаемыми ресурсами этих компаний». Отметим, что такой подход к моделированию позволяет избежать проблемы, связанной с экспертными оценками, но требует от исследователей решения вопроса о структуре и содержаний интеллектуальных активов, а так же о соответствующих индикаторах его состояния.

Таким образом, можно сделать вывод, что неосязаемые активы в целом оказывают положительное влияние на результирующие показатели деятельности компании, при этом установленная взаимосвязь зависит от множества факторов, например специфики внутренней и внешней среды фирмы, определяющей отличительные свойства каждого из компонент интеллектуального капитала.

Помимо вопросов, связанных с влиянием интеллектуального капитала на результаты деятельности компаний, многие исследователи поднимают вопрос о том, какова степень присутствия неосязаемых активов и их составляющих в финансовой отчетности фирмы. Д. Гютри и Р. Петти провели исследование годовых отчетов австралийских фирм и пришли к выводу, что наиболее полно в документах описывается отношенческий капитал (40%), а структурный и человеческий – на треть (30%) (Guthrie, Petty, 2000). Кроме того, стоит обратить внимание на работу Н. Бреннана, который анализировал форму отчетности интеллектуального капитал ирландских фирм. Автор пришел к выводу о более равномерном распределении степени присутствия каждого компонента в отчете (Brennan, 2001). При этом, Д. Гютри и ряд авторов в исследовании 2006 года относительно раскрытия информации о неосязаемых активах показали, что наибольший массив информации представлен именно об отношенческом капитале (37%), тогда как человеческий и структурный заняли только 35% и 28% соответственно (Guthrie, Petty, Ricceri, 2006). Следовательно, можно сделать вывод о том, что при формировании финансовой отчетности отношенческому капиталу уделяется наибольшее внимание на практике. Более того, важно понимать, что составление отчета об интеллектуальном капитале, связанного в единую структуру, позволяет обеспечить всех заинтересованных лиц качественной и достоверной информацией о состоянии неосязаемых активов компании, как источнике конкурентных преимуществ, в том числе, как потенциале роста стоимости компании.

Страницы: 1 2 3 4

Познавательно о финансах:

Порядок проведения инвентаризации
При инвентаризации НМА надо проконтролировать правильность и своевременность их отражения в ББ, а также проверить, относятся ли они к НМА. Условия: 1. Отсутствует материально-вещественная структура 2. Их можно отделить от другого имущества организации 3. Используются при производстве продукции, вып ...

Оценка эффективности лизинговых операций
Лизингом признается специфическая операция, предусматривающая инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых ресурсов в приобретение имущества с последующей передачей его клиенту на условиях аренды. В структуре арендных операций лизинг занимает особое место, поскольку представляет со ...

Применение факторинга
С ростом дебиторской задолженности при предоставлении клиентам коммерческого кредита закономерен и рост неоплаченных вовремя долгов, которые способны со временем превратиться в безнадёжные долги. В такой ситуации можно рекомендовать руководству ООО «МехМаш» создать резерв на списание безнадежных до ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.mayaci.ru