Финансовый контроль

Экономика и финансы » Система финансового контроллинга » Финансовый контроль

Страница 1

формы и методы проведения

Финансовый контроль как неотъемлемая составная часть процесса управления финансами обусловлен важнейшими функциями финансов: распределительной и контрольной. Процесс распределения и перераспределения: стоимости ВВП сопровождается контролем денежных потоков в экономике.

Финансовый контроль можно рассматривать в двух аспектах:

1) как деятельность специальных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства;

2) как неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками для обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

Финансовый контроль - законодательно регламентированная деятельность специально созданных учреждений контроля и контролеров-аудиторов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов, а также за целесообразностью и эффективностью их финансовых операций.

Финансовый контроль не ограничивается правовой и количественной сторонами, а должен иметь и аналитический аспект.

Исторически финансовый контроль возник как государственный в связи с необходимостью контроля за расходованием средств из государственной казны. По мере развития финансовых отношений, создания бюджетной и налоговой систем, появлением и развитием финансовых рынков сфера применения финансового контроля постепенно расширялась.

Объектом финансового контроля прежде всего являются денежные отношения, возникающие при формировании и использовании финансовых ресурсов в материальном производстве и в непроизводственной сферах, а также во всех звеньях финансовой системы. Следовательно, финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним. Ведь финансовая система государства охватывает все виды денежных фондов как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов.

Финансовый контроль призван обеспечить интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов.

Финансовый контроль можно разделить (как это и практикуется в экономически развитых странах) на две взаимодействующие, но самостоятельные составляющие: контроль государственный и негосударственный.

Органы финансового контроля

. Система органов финансового контроля в экономически развитых странах в целом однотипна и включает следующие элементы:

1) ведомство главного ревизора - аудитора (счетная палата) с подчинением непосредственно парламенту или президенту страны.

2) Цель этого ведомства - контроль за расходованием государственных средств и государственного имущества;

3) налоговое ведомство с подчинением президенту, правительству либо министерству финансов, контролирующее поступление налоговых доходов в государственную казну;

4) контролирующие структуры о составе государственных ведомств, осуществляющие проверки и ревизии подведомственных учреждений;

5) аудиторские формы, осуществляющие на коммерческой основе проверку и подтверждение достоверности отчетной информации и законности финансовых операций;

6) службы внутрифирменного контроля (внутренний аудит), основная задача которых - контроль снижения издержек, оптимизация финансовых потоков и увеличение прибыли.

В государствах тоталитарного типа, с преобладанием государственной собственности, государственный финансовый контроль носит глобальный административный характер, преследуя в основном фискальные цели.

Переход к рыночной экономике в России привел к появлению новых учреждений контроля: налогового ведомства (Министерства РФ по налогам и сборам), Департамента страхового надзора Министерства финансов РФ, института счетных палат при федеральном и региональных органах власти, органов Казначейства, аудиторских фирм. К органам контроля также отнесены Центральный банк РФ, Государственный таможенный комитет РФ. По мере укрепления основ рыночного хозяйствования организация финансового контроля приобретает более правовой характер и постепенно приближается к западной модели, которая, по оценкам специалистов, в целом доказала свою эффективность.

Страницы: 1 2 3 4

Познавательно о финансах:

Налогоплательщики,налоговый агент и их обязательства
Налогоплательщики- это организации и физические лица на которых в соответствии с налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги. Плательщиками признаются организации и физические лица на которых в соответствии с налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать сборы. Права налогоплат ...

Модель оценки капитальных активов
Модель САРМ – одно из важнейших достижений современной финансово теории. Эта простая модель учитывает главные ожидания инвестора по поводу доходности акций. Рассмотрим основные содержательные соотношения этой модели. Если у вкладчика есть возможность вложить средства в активы с нулевым риском либо ...

Подоходный налог с физических лиц
В составе объекта налогообложения подоходным налогом можно выделить следующие категории доходов: доходы от работы по найму, доходы от осуществления коммерческой деятельности, доходы от ведения сельского и лесного хозяйства, доходы от сдачи имущества внаем и роялти, доходы от прироста капитала, а та ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.mayaci.ru