Финансовый контроль

Экономика и финансы » Система финансового контроллинга » Финансовый контроль

Страница 2

Принципы организации финансового контроля

. Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы организации государственного финансового контроля, к реализации которых во всей полноте стремится каждое современное цивилизованное государство. Они в значительной мере применимы и к деятельности негосударственных органов финансового контроля. Эти принципы изложены в Лимской декларации ИНТОСАИ[1]; в их числе такие универсальные, как независимость и объективность, компетентность и гласность. Независимость контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контролирующего органа; более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов государственного контроля, а также их конституционным характером. Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы. Гласность предусматривает постоянную связь финансовых контролеров с общественностью и средствами массовой информации.

Существуют и другие принципы, носящие более прикладной характер, в том числе:

Каждый институт и разновидность контроля имеют свой регламент, т.е. порядок и последовательность контрольных действий.

Например, общепринятый регламент проведения комплексной ревизии хозяйствующего субъекта включает следующие поэтапные действия контрольных органов:

1) инвентаризацию наличия и сохранности товарно-материальных ценностей, объектов незавершенного производства либо строительства, полуфабрикатов, офисного и другого оборудования, денежных средств и расчетов;

2) визуальную проверку правильности оформления документов, полноты и достоверности заполнения реквизитов, соответствие предъявленных к проверке документов утвержденным нормам, выявление некачественных документов, арифметический подсчет итогов и т л.;

3) проверку полноты и правильности отражения в документах финансово-хозяйственных операций, а также правильность и пол ноту отражения бухгалтерских записей в учетных регистрах, разработочных таблицах, журналах-ордерах, в Главной книге и т.д.;

4) проверку правильности исчисления расчетных показателей (заработной платы, налогов, амортизационных сумм, резервов, процентов за кредит и т.д.);

5) проверку правильности составления отчетности - бухгалтерской, финансовой, налоговой, статистической, страховой, кредитной и другой, предусмотренной действующим законодательством страны.

Другие виды контроля, например, документальные тематические проверки, требуют соответствующих регламентов, определяемых контрольными ведомствами или руководством фирмы (при проведении внутреннего контроля).

Финансовый контроль принято классифицировать по следующим критериям:

• регламенту осуществления - обязательный (внешний), инициативный (внутренний);

• времени проведения - предварительный, текущий (оперативный), последующий;

• субъектам контроля - президентский; законодательных органов власти и местного самоуправления; исполнительных органов власти; финансово-кредитных органов; внутрифирменный;

• ведомственный; аудиторский;

• объектам контроля - бюджетный; за внебюджетными фондами; налоговый; валютный; кредитный; страховой; инвестиционный;

• таможенный; за денежной массой.

Обязательный контроль финансовой деятельности юридических и физических лиц осуществляется на основе закона. Это относится, например, к налоговым проверкам, контролю за целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской отчетности организаций и т.д.

Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и призван предупреждать финансовые нарушения. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности планируемых расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств.

Страницы: 1 2 3 4

Познавательно о финансах:

Анализ платежеспособности и ликвидности предприятия
Одним из важнейших показателей, характеризующих финансовое положение предприятия, является его платежеспособность. Платежеспособность предприятия определяется его возможностью и способностью своевременно и полностью выполнять платежные обязательства, вытекающие из торговых, кредитных и иных операци ...

Показатели использования основного капитала, его движения и развития
Для характеристики использования основных производственных фондов применяются различные показатели, которые условно можно разделить на 2 группы: обобщающие и частные показатели. Обобщающие показатели - это, прежде всего, фондоотдача и рентабельность. Частные показатели - как правило, натуральные, п ...

Анализ платежеспособности и кредитоспособности предприятия
Одним из показателей, характеризующих ФСП, является его платежеспособность, т. е. возможность наличными ресурсами своевременно погасить свои платежные обязательства. Анализ платежеспособности необходим для предприятия с целью оценки и прогнозирования финансовой деятельности, но и для внешних инвест ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.mayaci.ru