Финансовый контроль в России

Экономика и финансы » Система финансового контроллинга » Финансовый контроль в России

Страница 3

Таким образом, в царской России государственный контроль входил в структуру правительства, но обладал широкими полномочиями и определенными гарантиями самостоятельности.

В таком виде Государственный финансовый контроль просуществовал до 1917 г. В марте 1918 г. государственный контроль Российской империи был упразднен.

В СССР финансовый контроль организован в конце 1923 г. Основной вид ревизии - последующая проверка оправдательных документов.

В 1926 г. Постановлением СНК СССР от 16 сентября 1926 г. финансовый контроль реорганизован.

Органами Государственного финансового контроля являлись:

Главное управление государственного финансового контроля при Народном комиссариате финансов СССР с отделами по ревизии местных органов ведомств СССР (непосредственно подчиненными Главному управлению государственного финансового контроля);

Управления государственного финансового контроля при народных комиссариатах финансов союзных республик;

Управления государственного финансового контроля при народных комиссариатах финансов областей, краев и т.д.

Управления государственного финансового контроля при народных комиссариатах финансов союзных республик, областей, краев и т.д. осуществляют свою деятельность под общим руководством и по директивам Главного управления государственного финансового контроля при народном комиссариате финансов СССР.

В СССР ведущая роль в государственном, в том числе в финансовом контроле, согласно Конституции СССР принадлежала Советам народных депутатов, важное место отводилось также органам народного контроля. Система, компетенция и порядок деятельности органов народного контроля определялись законом о народном контроле в СССР от 30 ноября 1979 г. Комитеты народного контроля имели широкие права, в том числе право налагать на виновных должностных лиц взыскания, производить денежные начеты, отстранять от занимаемой должности. Однако, хотя органы народного контроля действительно реализовывали некоторые функции финансового контроля, считалось, что эти функции не являются для них определяющими в социалистическом государстве. Органы народного контроля не имели даже специального аппарата финансового контроля. При очевидной массовости народный контроль не обеспечивал необходимого качества финансового контроля.

По сути своей организация финансового контроля в СССР не изменялась вплоть до его распада, оставаясь по существу ведомственным подчиненным всего лишь одному из министерств, не имея полномочия принятия решений по итогам проведенных ревизий. Все материалы реализовывались через решения исполнительных органов власти, в чьем подчинении находились ревизуемые учреждения.

Основная нагрузка в сфере бюджетно-финансового контроля ложилась на Министерство финансов СССР, его контрольно-ревизионное управление, включая органы на местах. Одной из главных задач этого министерства был контроль за соблюдением государственной финансовой дисциплины, за выполнением предприятиями, учреждениями и организациями финансовых обязательств перед государством. Кроме того, министерство финансов СССР должно было осуществлять контроль за точным и неуклонным исполнением государственного бюджета министерствами и ведомствами СССР, союзных и автономных республик, бюджетными учреждениями и хозяйственными организациями и предприятиями, Госбанком СССР и Стройбанком СССР.

Принятая в 1993 г. Конституция Российской Федерации провозгласила построение в России демократического общества. Началось коренное преобразование структуры государственной власти, основанное на принципах бюджетного федерализма и разделения властей, В частности, в Конституции 1993 г. были законодательно закреплены государственная и муниципальная формы собственности, в том числе и финансовые ресурсы как объект, входящий в понятие "имущество" (ч.2 ст.8 Конституции), а также разделение государственной собственности на государственную собственность Российской Федерации и государственную собственность субъектов Российской Федерации. Однако вопросы финансового контроля в Конституции 1993 г. в свете указанных принципов не нашли должного отражения. Например, в ней отсутствуют указания на контрольные полномочия парламента, очень кратко и фрагментарно освещен вопрос организации контроля за исполнением федерального бюджета.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Познавательно о финансах:

Пути рационального использования оборотных средств предприятия
Одна из основных проблем — дефицит денежных средств, вызванный стремительным ростом дебиторской задолженности или неоправданным увеличением запасов сырья и готовой продукции. Избежать подобных проблем компания может, внедрив систему нормирования оборотных активов. Для этого потребуется рассчитать н ...

Пути совершенствования платежной системы Российской Федерации и перспективы ее развития
Состояние платежных систем развитых стран Запада на современном этапе характеризуется высоким уровнем технической и технологической оснащенности. Благодаря этому данные платежные системы соответствуют высшим стандартам скорости и надежности осуществления расчетов. Использование наработанного опыта ...

Состояние денежной сферы и реализация денежно-кредитной политики за 2009 год
В январе—сентябре 2009 г. состояние денежной сферы и динамика денежно-кредитных показателей определялись как последствиями мирового финансово-экономического кризиса, так и мерами по их преодолению. За III квартал 2009 г. денежная масса М2 увеличилась на 3,7% (за III квартал 2008 г. — на 0,9%), а за ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.mayaci.ru