Контроллинг в коммерческих банках

Экономика и финансы » Система финансового контроллинга » Контроллинг в коммерческих банках

Страница 3

Стремление к выживанию представляет собой более важный мотив деятельности банка, чем получение прибыли. При сокращении объемов операций, недостаточности собственных средств или ликвидных средств у банка наличие прибыли может не спасти от трудностей. Становится очевидной необходимость долгосрочного выживания банка, и цель выживания явно преобладает над другими целями в критических ситуациях. Существует много путей к выживанию, и выбор зависит от многих факторов. Основное значение цели выживания заключается в том, что она является предпосылкой для достижения других целей и задач. Как главная цель банка она может иметь место тогда, когда обстоятельства настолько сложны, что все должно быть направлено на долгосрочное выживание банка как кредитного института.

Прибыль может быть получена только в случае успешной продажи банковского продукта или услуги клиентам вне банка. Таким образом, банк может существовать только при условии, что он будет удовлетворять какую-то потребность, находящуюся вне его самого. Поэтому именно в окружающей среде руководство должно искать общую цель организации. Чтобы выбрать соответствующую миссию, руководство банка должно ответить на вопросы: кто клиенты банка, какие продукты и услуги банк будет предлагать клиентам для удовлетворения их потребностей?

Важнейшим требованием при планировании является достижимость, реальность целей. При установлении цели надо обязательно учитывать реальное воздействие банковского окружения, внешней среды, финансовых и технических возможностей самого банка, квалификацию персонала, а то возможны негативные последствия. Цели будут являться значимой частью процесса стратегического управления только в том случае, если высшее руководство правильно их сформулирует, затем эффективно их зафиксирует, информирует о них сотрудников и будет добиваться их осуществления.

При составлении планов служба контроллинга выступает в роли организатора и координатора процесса. Планирование в системе контроллинга является ответственностью линейного руководства. Служба контроллинга не занимается вопросами принятия решений в области планирования. Она определяет содержание планов и форму их составления; разрабатывает методы и порядок расчета плановых показателей; консультирует подразделения, составляющие план своей работы; содействует организации единой системы планирования в банке, основанной на координировании всех сфер его деятельности; определяет соответствие оперативных планов стратегическим.

Контроллинг предполагает трехступенчатую процедуру контроля:

на первом этапе устанавливаются нормативы, стандарты, плановые задания деятельности банка, на втором - сравниваются показатели функционирования с заданными стандартами и определяется степень допустимых отклонений; на третьем - измеряются результаты, оценивается деятельность банка, структурных подразделений, отдельных сотрудников.

По видам контроль в банке подразделяется на предварительный, текущий и заключительный (итоговый) контроль.

Эффективный контроль невозможен без учета человеческого фактора. На стадии предварительного контроля необходимо убедиться, что сотрудники банка смогут выполнить порученные им задания. Существуют определенные ограничения при приеме на работу, например наличие специального образования, квалификации, стажа работы в банковской сфере.

Для того чтобы быть эффективным, контроль должен быть экономным. Если затраты на организацию системы контроля превосходят создаваемые ей преимущества, становится очевидным нецелесообразность использования данной системы контроля. Процесс контроля требует больших трудозатрат, занятости сотрудников, которые могли быть использованы на решении других задач, причем сотрудников высококвалифицированных. Для того чтобы контроль был экономически оправдан, отношение затрат к возможной прибыли должно быть низким. Существует непреложное правило контроля: любой контроль, который стоит больше, чем он дает для достижения целей, не улучшает контроля над ситуацией, а направляет работу по ложному пути.

Из принципа экономичности следует другое его качество - простота. Простые методы контроля не требуют больших усилий и достаточно экономны. Усложненные системы контроля трудно воспринимаются сотрудниками и руководителями, вызывают раздражение и реакцию отторжения, что по сути является потерей контроля над ситуацией.

В обеспечении эффективности контроля важнейшую роль играют передача и распространение информации

Задача контроллера как координатора заключается в обеспечении эффективного обмена информацией внутри банка для принятия управленческих решений.

Заключительным этапом контроля являются измерение результатов, оценка деятельности банка, структурных подразделений, отдельных сотрудников.

Страницы: 1 2 3 4

Познавательно о финансах:

Проблемные вопросы организации безналичного денежного оборота и осуществления денежных расчётов
Важной особенностью современной системы безналичных расчетов является автоматизация процессов прохождения документов на разных стадиях обработки. Почти полностью исключена ручная работа при составлении расчетно-денежных документов. Автоматизирован учет и контроль, поступающих для дальнейшей обработ ...

Оценка платежеспособности организации
Важным проявлением финансового состояния организации выступает его платежеспособность, под которой подразумевают способность вовремя удовлетворять платежные требования поставщиков в соответствии с договорами, возвращать кредиты, производить оплату труда персонала, вносить платежи в бюджет. Нестабил ...

Кривая доходности
Существует важный опережающий индикатор «кривая доходности», с помощью которой можно прогнозировать будущую динамику экономики и самого финансового рынка. Она строится из различных сроков погашения правительственны бондов и их доходности [1]. Изучение финансового рынка 10 стран даст возможность оце ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.mayaci.ru